«Звукарик» - в игры играем, речь развиваем

  • 02 декабря
  • Просмотров: 1236
«Звукарик» - в игры играем, речь развиваем

Блинова Светлана Васильевна

Должность: воспитатель I квалификационной категории

Место работы: МБДОУ № 66

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Радость»

Название номинации: Речевой уголок

«ЗВУКАРИК» - В ИГРЫ ИГРАЕМ, РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ

Для изучения языка

гораздо важнее свободная любознательность,

чем грозная необходимость

Святой Августин

Формирование правильной речи детей, является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. Проведённый анализ речевого развития детей в нашем саду показал, что количество детей нуждающихся в коррекционно – педагогической помощи с каждым годом увеличивается. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса, обеспечивающее системное сопровождение детей с нарушениями речи специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса

для детей с нарушениями речи.

Ребенок с нарушениями речи

Учитель - логопед

Педагогический коллектив ДОУ

Родители

Специфика сопровождения ребенка с нарушениями речи в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый участник коррекционного процесса выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Основные задачи коррекционно - воспитательной работы воспитателя:

- Проводить мониторинг усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» общеобразовательной программы воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.

- Наблюдать за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностировать предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы.

- Планировать по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.

- Участвовать по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.

- Осуществлять контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

- Взаимодействовать с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) ДОУ по вопросам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

- Вовлекать в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивать заинтересованность в ее результативности.

Для успешной реализации поставленных задач, мы большое внимание уделили созданию развивающей предметно – пространственной среды. Так в нашей группе появился речевой уголок «Звукарик».

Функции речевого уголка:

- Расширение речевой среды в группе

- Обогащение коммуникативного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом

     - Стимулировать развитие речевых познавательных способностей, инициативности.

Задачи речевого уголка:

- Коррекции отклонений в развитии детей

- Стимуляции речевой деятельности

Развитие коммуникативных навыков и умений

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных игр и игр небольшими группами, а также занятий индивидуальной работой.

При создании речевого уголка мы обращали внимание на:

наполняемость уголка;

разнообразие материалов;

возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;

доступность;

- эстетика оформления;

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

- фонематического слуха (шумовые, музыкальные инструменты, индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа, схемы слов…)

- словаря (предметные картинки, настольно-печатные игры…)

- звукового анализа и синтеза слогов и слов (настольно – печатные игры, схемы…)

- правильного звукопроизношения (игрушки, альбомы на каждый звук, картотеки игр…)

- связная речи (серии сюжетных картинок, картотека скороговорок, стихов, потешек…)

- дыхания (картотека дыхательной гимнастики…)

- воздушной струи (султанчики, вертушки, «Буря в стаканчике», «Мяч в ворота», «Насекомые»…)

- артикуляционной моторики (артикуляционные гимнастик в стихах и картинках, артикуляционный кубик…)

- мелкой моторики пальцев рук (волчки, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши, мячик су джук…)

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подбираем с учетом рекомендации учителя – логопеда, а тек же с учетом тематической направленности. Материал преподносится ребенку в порядке усложнения. Индивидуальная работа с детьми осуществляется на основе индивидуального маршрута развития предложенного учителем – логопедом.

Таким образом, использование речевого уголка «Звукарик» позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно. Позволяет детям в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №66 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Радость».

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку