Уголок по мнемотехнике «Мнемошка»

  • 28 ноября
  • Просмотров: 1253
Уголок по мнемотехнике «Мнемошка»

Соколова Наталия Викторовна

Должность: воспитатель

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка» поселок Таёжный

Название номинации: уголок по развитию речи


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Немного истории…

«Мнемотехника», «мнемотехнические приемы»... Что это такое? Это не простая женщина, а одна из древнегреческих богинь. У древних греков была весьма интересная история про богов, про их родственные связи, обязанности в мире и т.д. По их верованиям, Мнемозина была дочерью Урана, бога неба, и Геи, богини земли. Когда Мнемозина выросла, у нее случился роман с Зевсом, от которого она родила 9 дочерей. Причем дочери тоже были не простыми. Они были музами, покровительницами различных видов искусств и науки.

Вот их полный список:

* Каллиопа – эпическая поэзия
* Эвтерпа – лирика
* Эрато – любовные песни
* Мельпомена – трагедия
* Талия – комедия
* Терпсихора – танец
* Клио – история
* Урания – астрономия
* Полигимния – священные гимны

Отсюда, Мнемозину называли «матерью всех муз».

Но это еще не все. Известный нам всем Прометей подарил людям не только огонь, но и память. А вот хранительницей этого дара была как раз Мнемозина. Она хранила память обо всем, что было, и знала то, что будет. Кроме того, она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий.

У Мнемозины был свой источник, который так и назывался – источник Мнемозины, т.е. источник памяти. И тот, кто пил из этого источника, узнавал знания истоков, первоначал. А рядом был другой источник – Леты, т.е., наоборот, забвения. Отсюда, кстати, выражение – «канул в лету».

И вот когда музы осеняли поэтов, художников, ученых, эти счастливчики получали доступ к памяти их матери, Мнемозины. Как писалось в книгах, музы поют и рассказывают о происхождении богов и человека. Таким образом, творческие люди получают доступ к сверхчеловеческой памяти, опыту и знаниям богов.

Уголок по мнемотехнике «Мнемошка»

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Одна из них — мнемотехнике.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако, по прежнему суть их одна — вначале, запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

Например: всем с детства хорошо известна мнемоническая фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Или аналогичная ей «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, елочка- зеленая.

Для тренировки памяти детей и для успешного заучивания произведений я оформила в группе уголок по мнемотехнике «Мнемошка» (слайд). В уголке самостоятельно подготовила несколько таблиц. Таблицы используем на занятиях и в свободной деятельности. С помощью мнемотаблиц мы с детьми заучиваем стихотворения, а в подготовительной группе дети самостоятельно делают зарисовки произведений в виде мнемотаблиц.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ стихов, сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Самостоятельно изготовила наглядно-игровое мнемотехническое пособие «Круглый год». Пособие «Круглый год» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Ориентировано на дошкольников 4-6 лет. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Таким образом, можно сказать, что данный уголок постоянно используется в работе с детьми, дает положительные результаты.

Презенация

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку