"Уголок Мира" - в рамках конкурса "Во саду ли..."

  • 17 января
  • Просмотров: 82
"Уголок Мира" - в рамках конкурса "Во саду ли..."

Глушкова Татьяна Михайловна

Название номинации: "Наша любимая Россия"

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

Наименование учреждения: МБДОУ «Детский сад №84 «Голубок» Норильск, Красноярский край


 

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Я, ты, он, она - вместе дружная страна,

Вместе - дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч "я"!»

Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления нацизма, расизма, фашизма, осквернение религиозных или культурных символов. В современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

В « Социологическом энциклопедическом словаре» даётся следующее определение: «Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Проблема толерантного воспитания сегодня особенно актуальна. Город Норильск – один из российских городов, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов в дальнейшем многонациональный состав населения будет увеличиваться. Наше дошкольное учреждение посещают воспитанники различных национальностей, которые составляют около 25% от общего количества. В последние годы также растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение - это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках.

Старшая группа «Ромашки» является одной из самых многонациональных в нашем ДОУ: дагестанцы, киргизы, азербайджанцы, башкиры, буряты, долгане и другие. Группу посещают дети разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. И перед нами - педагогами стоит непростая  задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре.

Поэтому в нашей группе и возникла необходимость воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста, взаимного приобщения детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучению детей относиться друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Детям необычайно интересно  знакомиться с тем, что отличается от привычного для них.

Исходя из вышесказанного возникла необходимость пересмотра предметно – пространственной среды группы. При тесном сотрудничестве с родителями в группе был оформлен «Уголок Мира», в котором представлены различные предметы и атрибуты наций (элементы одежды, макеты жилища, обереги, муляжи животных и т.д.), которые представлены в нашей группе. Оформлены картотеки подвижных игр, сказок различных народностей. Изготовлен журнал с описанием народностей, с их символикой, устоями жизни, обычаями и культурой. Оформлен альбом творческих работ, в котором представлены детские работы на тему «толерантность», а также рисунки с изображением символики различных наций, рисунки национальной одежды. Данный центр детской активности будет пополняться и обогащаться в течение всей работы по данному направлению.

Цель центра детской активности: Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

  1. Пополнение материальной базы группы.

  2. Создание благоприятной и насыщенной предметно-развивающей среды для воспитания основ толерантности.

  3. Создание условий, обеспечение единого психолого-педагогического пространства для формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель.

  4. Воспитание толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

  5. Знакомство с национальными народными праздниками, с культурой и традициями народов различных национальностей.

  6. Знакомство с народными подвижными играми, сказками.

Ожидаемые результаты.

Центр детской активности «Уголок Мира» значительно изменит психологический климат в группе и повлияет на повышение качества образовательного процесса. При организации воспитательно-образовательного процесса в группе будут учитываться потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.

У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса. У детей будет развито умение анализировать  разные ситуации общения  детей друг с другом и с взрослыми. Дошкольники будут иметь представления о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях.

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку