Сенсорная комната

  • 04 декабря
  • Просмотров: 558
Сенсорная комната

Рубан Маргарита Леонидовна

Должность: педагог-психолог

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка» Красноярский край, г. Норильск

Сенсорная комната в детском саду.

Природно-климатические условия проживания на Крайнем Севере оказывают отрицательное воздействие на детский организм: повышается утомляемость, сонливость. Особенно заметно влияние данных факторов в полярную ночь и в полярный день. Мы воспринимаем окружающий нас мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток ограничен. Такие дети нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции, которую удобней всего реализовать в сенсорной комнате, оснащенной стимуляторами различного типа. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов, приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно. В сенсорной комнате, возможно создать условия, в которых ребенок будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. С помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и ребенком.

С целью сохранения и укрепления психического здоровья детей в ДОУ была создана сенсорная комната. Сенсорная комната в детском саду – это организованная особым образом окружающая среда, составляющая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы и предназначены для решения следующих задач:

  • обучение на основе сенсорной стимуляции;

  • психотерапия;

  • социальная адаптация.

Содержание

Образовательные цели и задачи

Описание

Мягкое напольное и настенное покрытие

Развитие:

  • образа тела;

  • воображения;

  • общей моторики;

  • пространственных представлений.

Яркие, настенное и напольное, покрытия помогают детям в выполнении различных упражнений на релаксацию, на воображение, на снятие агрессивности и саморегуляцию психического состояния.

Напольные

сенсорные

дорожки

Развитие:

  • пропреоцептивной

чувствительности;

  • рецепторов стопы;

  • координации движения;

  • кинестетической чувствительности;

  • мыслительной деятельности;

  • речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

  • произвольного внимания.

Напольная сенсорная дорожка используется для индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками различных возрастных групп.

Уголок тактильности

Развитие:

  • мелкой моторики;

  • восприятия и воображения;

  • речи.

Используется для активизация развития познавательных процессов: мышления, памяти, внимания; для координация зрительных и тактильных анализаторов, как малой подгруппой детей, так и индивидуально ребенком совместно со специалистом ДОУ.

Релаксационный уголок (оптиковолоконный пучок торцевого свечения)

Развитие:

  • фантазии и воображения.

Снятие:

  • уровня тревожности;

  • уровня агрессивности.

Формирование навыков саморегуляции

Водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с ОВЗ (со слабым зрением).

Набор настенных модулей

Развитие:

  • познавательных процессов;

  • мелкой моторики;

  • активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Используется для координации движений глаз-рука, стереогностического восприятия, подготавливает ребенка к восприятию формы и проекции формы (с помощью зеркала); по развитию наблюдательности, формированию причинно-следственных связей, укрепляет мышцы рук; для развития стереогностических ощущений; для развития запястья; по развитию сенсомоторики и цветового восприятия.

Сухой бассейн

  • обогащение восприятия и воображения.

  • создание психологического комфорта.

  • снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Лёжа в бассейне, ребенок может принять индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей данного ребенка и расслабиться.

При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • улучшению эмоционального состояния;

  • снижению беспокойства и агрессивности;

  • снятию нервного возбуждения и тревожности;

  • нормализация сна;

  • активизация мозговой деятельности;

  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний

В нашем дошкольном образовательном учреждении № 36 «Полянка» необходимость создания сенсорной комнаты служит в первую очередь для воспитания и обучения детей с нарушениями органов зрения и речи, что значительно повышает эффективность проводимого занятия. Сенсорная комната используется специалистом как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей.

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку