Речевой центр «Говоруша»

  • 02 декабря
  • Просмотров: 2393
Речевой центр «Говоруша»

Пучкова Антонида Павловна, Кожокарь Оксана Георгиевна

Должность: воспитатели

Место работы: МБДОУ №36 «Детский сад комбинированного вида «Полянка»

Название номинации: речевой уголок

Речевой уголок «Говоруша»

Старшая группа компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметная среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом. Успех коррекционно – воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Поэтому приоритетным направлением в воспитательно - образовательном процессе стало создание единого речевого пространства: необходимых условий в группе для проведения коррекционной работы. В условиях большой информационной насыщенности обычные игры и пособия для коррекционной работы становятся скучными и непривлекательными. Дети дошкольного возраста всегда ждут чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. Учитывая эти возрастные особенности, были разработаны и изготовлены различные нестандартные пособия.

Содержание

Образовательные цели и задачи

Описание

Сенсомоторный центр

  • стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

  • развитие мелкой моторики, стимуляция двигательной активности;

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

  • создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребенка;

  • активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

  • повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсомоторный центр «Говоруша» включает в себя пособия, сделанные своими руками:

  • «Город правильной речи»

  • «Весёлый клоун»

  • «Волшебные озёра»

  • «Веселый язычок»

  • «Речевая полянка»

  • «Речевой подиум»

  • «Здравствуй, мир»

  • «По дороге к азбуке»

Кукла Говоруша

- формирование положительной мотивации к занятиям;

- регуляция психоэмоционального состояния детей;

- развитие коммуникативных навыков;

- помогает решать задачи автоматизации звуков, активизации словаря, развития навыков словообразования и грамматического строя речи.

Ключевой персонаж, хозяйка нашего речевого центра – кукла «Говоруша». Такая игрушка многофункциональна. Её способность двигаться, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

«Город правильной речи»

- знакомство с буквами;

- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;

- формирование правильного произношения;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Красочно оформленные улицы города, со своими названиями: «Парк спокойного дыхания», «Замок ударения» и т.д. являются экраном изучаемых звуков. В определенном порядке расположены буквы: красные домики - гласные, синие и зеленые - согласные. На разных улицах живут: парные, шипящие, свистящие, сонорные. По мере знакомства с буквами «селим» их в домик.

«Весёлый клоун»

- развитие мелкой пальцевой моторики;

- воспитание правильного физиологического дыхания, формирование продолжительности, силы и правильное распределение выдоха.

Ярко оформленный персонаж, на котором расположено множество материалов и развивающих игр, направленных на развитие мелкой моторики («Волчки», «Нескучные скрепки», шнуровки, и т.д.), на развитие дыхания (мыльные пузыри, вертушки, и т.д.).

«Волшебные озёра»

- массаж кисти рук, развитие координации пальцев;

- активизация речевого центра мозга, позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие.

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости, заполненные различными наполнителями: пуговицами, фасолью, песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

«Веселый язычок»

- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Зеркало для индивидуальных занятий. Упражнения артикуляционной гимнастики для губ и языка в картинках и фотографиях.

«Речевая полянка»

- отражение успехов детей;

- формирование положительной мотивации для овладения всеми звуками родного языка.

Домики с фотографиями детей. В закрытых окошках – отсутствующие звуки. По мере появления и автоматизации звуков окошко открывается.

«Речевой подиум»

- развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений;

- формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации;

- развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей;

- обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

С целью создания ситуации успеха для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в группе оборудован «Речевой подиум», с помощью которого дети могут продемонстрировать приобретенные навыки правильной речи. Здесь же расположена «Галерея речевой славы» с фотографиями выпускников.

«Здравствуй, мир»

«По дороге к азбуке»

- развитие познавательных способностей детей, интереса к окружающей действительности;

- повышение мотивации к образовательной и коррекционной деятельности;

- расширение словарного запаса, формирование грамматического строя и развитие связной речи.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи нами разработаны лексические темы.

В течение недели совместно с детьми подбираем материал (картинки, рисунки, составляем рассказы, загадки) по одной лексической теме.

Используя созданную нами предметно – речевую среду в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили следующие положительные результаты: у воспитанников отмечается положительная динамика в речевом развитии, активизируются познавательные процессы, развивается эмоциональная сфера. Все выпускники компенсирующей группы успешно усваивают образовательную программу, легко адаптируются в обществе сверстников в условиях школьного обучения.

К достоинствам предложенных приемов можно отнести их доступность, многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учета индивидуальных возможностей каждого ребенка. Предлагаемый материал может быть использован как в группах компенсирующей направленности, так и в общеобразовательных группах дошкольных учреждений.


Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку