«Моделирование как форма совместной деятельности учителя-логопеда и ребёнка-дошкольника в процессе коррекции речевых нарушений»

  • 02 декабря
  • Просмотров: 893
«Моделирование как форма совместной деятельности учителя-логопеда и ребёнка-дошкольника в процессе коррекции речевых нарушений»

Комарова Галина Леонидовна – учитель – логопед;

Кяшевич Тамара Марьяновна – учитель – логопед;

Прокофьева Елена Сергеевна – учитель – логопед.

Место работы: МБДОУ № 96 «Детский сад комбинированного вида «Капельки» г. Норильск

Название номинации: Игровая модель

«Моделирование как форма совместной деятельности учителя-логопеда и ребёнка-дошкольника в процессе коррекции речевых нарушений».

У ребёнка с ОНР помимо нарушений всех компонентов речевой системы – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – наблюдаются недостатки формирования психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Детям очень трудно сосредоточится, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал непосредственно образовательной деятельности. Как же педагогу удержать интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом необходимую коррекцию речевых нарушений и всестороннее развитие?

Не смотря на использование множества дидактических пособий и игр, часто логопеды используют учебно-дисциплинарный подход к организации коррекционно-развивающего процесса в дошкольном учреждении.

Комплексно-тематическая игровая модель позволяет не только применять методы воспитания правильной речи у детей старшего дошкольного возраста, но и предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания игры самими детьми в рамках предложенной учителем-логопедом темы. Особое значение приобретает использование обучающих игровых моделей, во время формирования мотивационной готовности к школе.

Модель помогает решать множество речевых задач, развивать психические функции, знакомить с окружающим миром, осуществлять всестороннее развитие детей:

- развивать артикуляционную моторику;

- закреплять и использовать в практической деятельности навыки звукопроизношения;

- совершенствовать мелкую моторику;

- активизировать и обогащать словарь по лексическим темам;

- развивать лексико-грамматические компетенции;

- формировать математические представления и математический словарь;

- формировать временные и пространственные представления;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- расширять зону творческих способностей;

- развивать умение входить в воображаемые ситуации;

- развивать навык работы в группе, культуру общения и поведения со сверстниками и взрослыми.

Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физических качеств, навыков и умений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это положительно сказывается на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на логопедических занятиях ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает эффективному усвоению материала, обогащает впечатлениями.

Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счёта, не усвоив соотношения части и целого, не умея подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове.

Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребёнок осознанно определяет положение предметов в пространстве.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений и словаря у детей с системным нарушением речи – одна из основных задач для учителя-логопеда с первых занятий. Так как зрительное и пространственное восприятие, зрительная и слухоречевая память тесно связаны с возможностью установления закономерностей.

Для формирования навыков и умений необходимо:

- проведение дидактических игр с однотипными игрушками с употреблением предлогов («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий», «Слева, справа, между», «Весёлое путешествие»);

- обучение ориентировке на плоскости игровой модели с применением предлогов («Ближе – дальше», «Выше, ниже, посередине», «Сделай так: устный диктант»);

- обучение количественному и порядковому счёту с согласованием существительных с числительными и прилагательными, одновременно с автоматизацией или дифференциацией поставленных звуков;

- проведение игр с мелкими картинками на развитие внимания, усвоение лексико-грамматических конструкций, развитие словаря («Я знаю пять названий», «Живое - неживое», «Летает - не летает», «Съедобное – несъедобное», «Кого не стало?», «Кто в гости пришёл? Угощение»);

- практическое усвоение родовых понятий («Мой, моя, моё», «Кто что делает?»);

- формирование лексики («Классификации», «Четвёртый лишний»).

Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру очевидна для всех педагогов.

Развитие мышления, практических умений и навыков на занятиях и в играх имеет две зоны актуального и ближайшего развития, предложенные Л.С. Выготским и являющиеся основой коррекционного обучения. Он выделял два уровня в умственном развитии детей: актуальный (доступный настоящему времени) и потенциальный (связанный с зоной ближайшего развития). Последний определяется способностью ребёнка в сотрудничестве со взрослым усваивать те или иные способы действия.

Для оптимизации коррекционного процесса необходимо создание новых игр, имеющих полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов.

Дидактическая игра осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, пробуждает желание и потребность решить её.

Учителя-логопеды нашего детского сада совместно с воспитателями речевых групп создали стационарные многофункциональные настенные тематические модели «Страна Смешария», включающие большое количество игр, решающих все задачи коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи у старших дошкольников.

Дети с системными речевыми нарушениями часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. Моторная сторона речи благотворно отзывается на любое увеличение двигательной активности и посменности действий. Расположение игровых моделей в холлах детского сада дает возможность включать игры средней подвижности, логоритмические упражнения не только в динамические паузы, но и в другие части занятия для повышения продуктивной деятельности детей.

Обучая воспитанников в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость добывания знаний. Эмоциональный фон игры, элемент соревнования способствуют успеху ребёнка в игре и решению главной задачи – устранению речевых проблем и подготовки детей к учебной деятельности.

Литература:

- Балашова Г.В., Соловьёва Н.В. Авторские многофункциональные пособия и игры для коррекционной работы со старшими дошкольниками. – «Издательство ООО «Творческий Центр Сфера», журнал «Логопед», № 2, 2013.

- Устюгова Е.В. Проведение логопедических занятий на основе деятельностного метода. – «Логопед», № 3, 2008.

- Климчук Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. - «Логопед» № 2, 2008.

- Микляева Н.В. Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей. – «Логопед», № 6, 2008.

- Гуцал И.Ю. Интеграция образовательных областей в работе учителя-логопеда. – «Логопед», № 5, 2013.

- Васильева Е.В., Васильева Н.Ф. Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи. – «Логопед», № 1, 2013.

Презентация

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку