(при регистрации статус «гость» меняется на статус «зарегистрированный пользователь»)
- вы сможете принимать участие в любом мероприятии, проводимом порталом;
- вы сможете комментировать опубликованные работы других участников;
- вы сможете общаться на форуме сайта;
- вы сможете принимать участие в голосованиях проекта;
- вы сможете публиковать свои творческие работы;
- вы сможете заказать любые поощряющие документы;
- вы сможете опубликовать свои новости и многое другое…
Поэтому… Присоединяйтесь!
Матвеев Сергей Николаевич
Учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры
Увлечения, интересы: поэзия, бардовские песни
Наименование учреждения: МБОУ «Александровская СОШ» Чистопольского р-на РТ с.Юлдуз
Язык мой – друг мой
Когда мои ученики спрашивают меня о том, что такое язык, я понимаю, что сухое определение, стандартное для большинства учебников, словарей, научных справочников и т.д. вполне удовлетворяет их детское сознание, их пытливые, «ищущие» умы, впитывающие информацию, как губка, но уже не удовлетворяет сознание моё. Немало нужно приложить усилий и потратить времени на то, чтобы донести до ребёнка мысль о языке не просто как о системе знаков, но и как о духовном образовании, достоянии культуры, о том, что грамотное владение языком – это дело важное, ответственное и благородное, характеризующее личность с самой лучшей её стороны. Лично для меня русский язык стал значить уже гораздо больше, чем просто «то, на чём я говорю», что, конечно, сложилось только с течением лет.
В детстве, когда я был ещё очень далёк от филологии, но уже находился под сильным влиянием дедушки-языковед
Приходилось ли вам задумываться о том, что такое есть русский язык, в чём сила его и мудрость? Какая ему отводится роль в мире и в нашем государстве? И чем он является непосредственно для вас, в вашей жизни? Несомненно, это вопросы очень серьёзные и очень важные для каждого, кто владеет русским языком. Для одних русский язык – это не более чем средство общения, средство передачи информации и т.д. Для других это язык Пушкина, Толстого, Достоевского, Есенина и других, целому миру известных писателей и поэтов, родившихся и творивших в России. Но сурово и несправедливо будет лишить язык как историческое образование его основной сущности, ведь язык немыслим без народа, в котором он живёт и бытует. Известный языковед В.Гумбольдт писал, что «язык есть дыхание, сама душа нации», и с этим трудно не согласиться. Именно язык является ядром нации, её творением, связующим звеном и важнейшим признаком каждой здоровой нации.
Что касается языка русского, то это не только язык огромного многонационально
О бесценной сокровищнице русского языка, его богатстве, силе и глубине, разнообразии художественных средств и стилей говорит литература, и это совершенно естественно, что одно не представляется без другого. Именно литературный язык является или, по крайней мере, должен являться образцовым, авторитетным для каждого образованного носителя языка. Для меня такой образец – язык Пушкина, и не столько потому, что именно со времён этого великого поэта и писателя началась эпоха русского литературного языка как такового, сколько потому, что, на мой взгляд, нет слова, подобранного точнее, соразмернее и сообразнее слова Пушкина. Неудивительно, а может быть, наоборот, очень удивительно, что язык произведений Пушкина, несмотря на его двухвековую давность, близок и понятен читателям современной эпохи.
О том же, какое место занимает язык в культуре русского народа, судить можно даже по многочисленным пословицам о языке, ведь именно пословицы, поговорки и фольклор являются отражением силы русского народного духа. Только вспомните всем известные «Язык языку весть подаёт», «Русский язык и поит, и кормит, и спину порет», «Русский язык с Богом беседует», «Без русского языка не сколотишь и сапога» и др. – все они в очередной раз подтверждают мысль о важности языка в культуре нации, о связи языка и нации, связи разных языков с разными нациями.
На что наводят подобные размышления? Мне кажется, уже в самой сущности языка, в его концептуальной базе заложена мысль о дружбе народов: именно язык сплачивает нас, представителей разных стран и наций, друг с другом. Но и, перенеся эту идею на масштаб личности, я с уверенностью могу сказать, что язык – друг и брат каждому из нас. Ведь не случайно мы говорим о языке, что он «родной», что он «велик и могуч», что это наша «сила и опора»…Я «дружу» с языком, и это не только природа моей профессии; скорее, это природа моя собственная, сила, которая течёт у меня в крови. И как я горд, что есть у меня такой верный и такой мудрый друг…
Как педагог и как отец, как учитель в широком смысле слова я должен и пытаюсь донести до детей, что язык – вовсе не враг, если у него есть хорошая, добрая почва и если употребляется он мудро и правильно. Сила языка не в суесловье и, тем более, сквернословье, не в простоте или сложности его системы и даже не в масштабах его распространения; сила языка и будущее языка – в его историческом и литературном величии, т.е. в его прошлом, и в его культурном и нравственном авторитете, т.е. в его настоящем. Поэтому первое, что мы должны научиться уважать одновременно с любовью матери, верностью Родине и семейными ценностями, – это родной язык, переданный нам в наследство, вверенный нам предшествовавшим
Комментарии
Долженко Ольга Александровна (58516)
Елагина Ольга Викторовна (volja)