Программа развития музея истории «Светоч»

  • 28 ноября
  • Просмотров: 555

 Некрылова Галина Григорьевна   

Должность: педагог дополнительного образования

Квалификационная категория: высшая

Место работы: МБОУ СОШ №24 города Белово Кемеровская область

Аннотация:

Данная программа является составной частью воспитательно- образовательной программы МБОУ СОШ № 24 и отражает основные направления и содержание деятельности музея истории школы.

Программа направлена на формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств средствами музейной педагогики. К ее реализации привлекаются обучающиеся школы всех возрастов, педагоги, родители, жители посёлка.

Программа развития музея истории школы «СВЕТОЧ»

на 2011 – 2014 г.г.

Данная программа является составной частью воспитательно- образовательной программы МОУ СОШ № 24 и отражает основные направления и содержание деятельности музея истории школы.

Программа направлена на формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств средствами музейной педагогики. К ее реализации привлекаются обучающиеся школы всех возрастов, педагоги, родители, жители посёлка.

Реализация программы рассчитана на три учебных года.

Содержание

Паспорт программы и ее обоснование 4

1. Цель и задачи программы 10

2. Сроки реализации программы по этапам 11

3. Основные направления деятельности музея истории школы «Светоч» 12

4. Система мероприятий по реализации программы 15

5. Ожидаемые результаты 27

6. Организация контроля реализации программы 28

Список литературы 29

Паспорт программы

1.

Наименование программы

Программа развития музея истории школы «Светоч»

2.

Заказчик-координатор программы

Администрация МОУ СОШ №24 города Белово

3.

Основания для разработки программы

  • Конституция Российской Федерации

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Закон Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области»

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав

человека в РФ»

  • Письмо Минобрнауки РФ № от 15.01.2003 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

  • ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ»

  • Устав МОУ СОШ № 24 города Белово

  • Проект перспективного развития МОУ СОШ №24 города Белово Кемеровской обл. на период с 2011 года по 2015 год.

4.

Основной разработчик программы

руководитель музея истории школы Г.Г. Некрылова

5.

Цель программы

Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края и истории школы через различные формы поисковой и музейной работы.

6.

Задачи программы

  • Организация познавательной и исследовательской деятельности обучающихся.

  • Воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края и истории школы.

  • Привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края, города.

  • Формирование и пополнение музейных экспозиций, сохранение экспонатов, развитие фондов музея.

  • Модернизация материально-технической базы музея.

7.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на период с сентября 2011г. по июнь 2014 г., и ее реализация будет осуществляться в три этапа:

I этап (организационно-теоретический) - сентябрь - декабрь 2011 г.

II этап (практический) - январь 2012 г. - апрель 2014г.

III этап (обобщающе-ориентировочный) - май-июнь 2014 г.

8.

Исполнители программы

Участники образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители).

Социальные партнеры.

9.

Источники

финансирования

Средства из субвенции, предоставляемые МОУ СОШ №24 города Белова из федерального бюджета.

Средства от участия в целевых программах, проектах, конкурсах.

Спонсорская поддержка.

10.

Ожидаемые результаты

Формирование следующих компетентностей у обучающихся:

  • коммуникативная компетентность

  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность)

  • морально-нравственная компетентность

  • компетентность в социальной сфере

В результате осуществления программы ожидается:

  • выработка и проведение единой политики в области формирования гражданско-патриотических чувств у обучающихся

  • создание постоянно действующей системы гражданско-патриотического воспитания

  • закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, уважение к истории родного края и истории родной школы, к педагогическому труду, ответственность, толерантность, отказ от насилия и т.д.

  • пополнение музейного фонда. Рациональное использование и пропаганда материалов музея.

  • повышение престижа школьного музея.

11.

Система организации контроля за реализацией программы

Контроль за выполнением программы осуществляет директор школы. Руководитель музея предоставляет информацию о работе музея администрации школы (один раз в четверть), участникам общешкольной конференции (один раз в год).

Совет музея обсуждает, утверждает промежуточные результаты, принимает решения по координации основной деятельности музея.

Руководитель музея осуществляет оперативное руководство реализацией программы.

Заместитель директора по воспитательной работе предоставляет отчеты, информацию о работе музея органам образования, средствам массовой информации,

общественным организациям.

12.

Целевая группа программы

Обучающиеся школы всех возрастных групп

Педагоги школы

Родители обучающихся

Жители поселка.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом сегодня становится школьный музей, поисково-краеведческая деятельность. Мы видим в музее эффективную форму организации детского коллектива, становления системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, потому что школьный музей может от простой созерцательной экскурсии «продвигать» ребенка к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем как родного края, города, области, так и истории, культуры, науки страны в целом. И роль в этой «эволюции» именно школьного музея очевидна.

Изучая историю родного края, памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и профессиональной музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Сибири.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к истории и культуре родного края и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений педагогов и выпускников школы. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Стержнем любого музея является история. В нашей школе это история самой школы, её педагогов, обучающихся.

И поэтому основной концепцией деятельности МОУ СОШ №24 города Белово является реализация гражданского образования обучающихся, а центральное место в системе работы школы по осуществлению задач гражданского образования принадлежит школьному музею.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов четкой работы музея с целью конструирования и организации этого процесса путем применения современных исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей. Наиболее эффективным решением проблемы с этой точки зрения является создание программы развития музея.

По мере накопления материала обозначилась главная линия Музея – история школы. Нашей школе в 2011 году – 20 лет. И обучающиеся, и учителя готовы к поисковой деятельности по истории родной школы (сбор материала о выпусках начиная с 1993 года, о ветеранах труда, о заслуженных педагогах и обучающихся, о славных делах, успехах педагогов и школьников и т.д.).

В этом направлении уже собран большой фактический материал, оформлены стенды и альбомы по истории школы. Музей является одним из центров притяжения обучающихся, педагогов, родителей, общественности поселка. Материалы музея используются в воспитательной работе школы, создан виртуальный музей на сайте школы.

В 2010 – 2011 учебном году школьный музей и школьная библиотека предложили к реализации новое направление – проект «Обо всем расскажет память…».

Цель проекта – создание книги воспоминаний педагогов-ветеранов школы как части истории школы и поселка по теме «История повседневности».

Именно анализ повседневной жизни – это ключ к тем событиям, которые имели место в истории нашего поселка. Проводя встречи детей с педагогами, ветеранами, работники библиотеки и руководитель музея отметили неподдельный интерес ребят к деталям прошлого. Детям в рассказах ветеранов интересно всё: книги, фильмы, песни, одежда, прическа, быт – в общем, всё то, повседневное, что окружало человека в прошлом и о чем так мало говориться в официальных учебниках истории. Воспоминания ветеранов записываются на диктофон, фотографии сканируются, предметы быта пополняют экспозицию музея «История повседневности». Осуществление проекта - это возможность для музея показать результат поисковой, исследовательской, творческой деятельности инициативной группы музея в форме изданного материала.

Важное место в работе музея отводится организации социально значимой деятельности. Обучающиеся школы оказывают адресную помощь ветеранам и одиноким пенсионерам, проживающим в поселке.

В связи с этим, опираясь на общероссийскую Программу патриотического воспитания молодежи, с учетом общешкольной Программы формирования гражданственности учащихся, была разработана программа развития школьного музея истории школы.

Программа

  • имеет официальный статус,

  • учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского гражданского общества и государства,

  • определяет основные пути поэтапного развития школьного музея на научной основе,

  • ориентирована на обучающихся общеобразовательных школ,

  • способствует полному и всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию учащихся в духе демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию патриотизма.

1. Цель и задачи программы

Цель:

Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края и истории школы через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:

  • Организация познавательной и исследовательской деятельности обучающихся.

  • Воспитание у обучающихся чувство уважения к истории и культуре родного края и истории школы.

  • Привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края, традициям школы и семьи.

  • Формирование и пополнение музейных экспозиций, сохранение экспонатов, учет фондов музея.

  • Модернизация материально-технической базы музея.

Всю программу можно скачать здесь

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку