«Звуковая культура речи»

  • 29 ноября
  • Просмотров: 478

Овтина Валентина Владимировна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: вторая

Место работы: МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка» Красноярский край, город Норильск

Аннотация: Предложенный материал превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука, развитие речи в интересную игру. Работа по данному материалу способствует развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуре слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, активизация памяти, внимания, мышления.

Подготовительная группа

Занятие 1.

Цель: дать детям практическое представление о том, что предложение состоит из слов.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Воспитатель говорит детям, что он будет читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Эти слова должны сказать сами дети. Воспитатель просит их слушать внимательно и не ошибаться.

Очень, очень вкусный пирог.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не …

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …

Когда же гости подошли,

То даже крошек не …

Методические указания: Последнее слово дети договаривают хором. Когда они усвоят задание, можно взять новые стихи (хорошо рифмующиеся), и играющие по очереди должны дополнять строчку рифмующимися словами. Не сумевший правильно дополнить строчку считается проигравшим.

Занятие 2.

Цель: дать детям практическое представление о том, что предложение состоит из слов.

Игра «Кто лучше?»

Воспитатель показывает детям 2 картинки, на которых изображены лес и ягоды, и говорит: «Послушайте, дети, какое предложение я придумаю по этим двум картинкам: «В лесу растут ягоды». Затем добавляет еще одну картинку, на которой нарисованы дети, и продолжает: «Теперь я придумаю предложение по этим трем картинкам: «Дети в лесу собирают ягоды». Показывает еще 2 – 3 картинки и предлагает детям самим придумать по ним предложения, сравнивая, чье лучше.

Методические указания: Повторяя игру, можно каждому ребенку дать по 2 – 3 предметные картинки и попросить составить по ним предложения. Постепенно воспитатель увеличивает число картинок, по которым составляется предложение, тем самым увеличивая и количество слов в предложении. Следует обратить внимание детей на то, что предложения бывают длинные и короткие в зависимости от количества слов в них. Детям это можно объяснить примерно так: «Петя придумал длинное предложение, ведь ему дали много картинок, а Саша короткое, так как ему дали мало картинок». Картинки можно брать из игр «Лото на четырех языках», «Не зевай» или из любой игры, где картинки подобраны по темам.

Занятие 3.

Закрепление занятия 2.

Занятие 4.

Цель: дать детям практическое представление о том, что слово состоит из частей.

Игра «Угадай слово»

Дети сидят за столами. Воспитатель говорит: «Сейчас мы будем отгадывать слова. Я передам вам их по «телеграфу», а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Он отстукивает 2 раза, а вызванный ребенок называет любое двухсложное слово, какое мог бы передать воспитатель. Если же он затрудняется ответить, воспитатель отстукивает еще раз и произносит начало слова.

Методические указания: Сначала отгадывают слова более сильные дети. Говоря слово, ребенок сопровождает его хлопками, а затем повторяют все дети. При повторении игры ведущим может быть ребенок

Занятие 5.

Цель: дать детям представление о том, что слово состоит из частей.

Игра «Закончи слово».

Дети становятся в полукруг. Воспитатель с мячом стоит в центре полукруга и говорит: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец». (Слова, которые он дает детям, подбираются заранее: кош-ка, па-па, гла-за, ру-ка, мА-ма и т.д.)

Методические указания: Первые 2-3 слова воспитатель начинает и заканчивает сам, бросая мяч об пол и ловя его. Для игры сначала берутся двусложные слова. Если ребенок затрудняется закончить слово, можно ему помочь. При повторении игры ведущими выбираются дети (сначала более сильные); они начинают слово, а заканчивают его остальные.

Занятие 6.

Закрепление занятия 5.

Занятие 7.

Цель: научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец).

Игра «Эхо».

Воспитатель читает детям стихотворение «Эхо». После чтения он говорит: «Я вам прочитаю это стихотворение еще раз, а вы подумаете и скажете, какие слова называло эхо».

- ты скажи, - То-то!

Ответь нам, эхо, - ТО-то!!!

Но серьёзно, - Ты ответь нам

Но без смеха: Точно, складно!

Что рыбак в реке ловил? - Ладно!

- Ил! - Ладно!

- Ил! - Ладно!

- Ил! - Ладно!!!

- Ил!!! - Что поймал

Оставь ты эту шутку! В реке рыбак?

- Утку! - Бак!

- Утку! - Бак!

- Утку! - Бак!

- Утку!!! - Бак!!!

- Эхо! - Ах, ты, эхо,

Путаешь ты что-то! Эхо, эхо,

- То-то! Говорить с тобой

- То-то! Потеха!!!

После повторного чтения дети называют эти слова. Воспитатель спрашивает, как они получились, и вместе с детьми разбирает пары слов: ловил-ил, шутку-утку, что-то – то-то, складно-ладно, рыбак-бак, выясняя, в каких словах какие звуки пропустило эхо.

Занятие 8.

Цель: научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец).

Игра «Кто внимательный?»

Воспитатель подбирает слова, которые оканчиваются на с: автобус, нос, фикус, ананас и т.д., и задает детям вопрос: «Какой один и тот же звук встречается во всех этих словах?» дети отвечают: «Звук с». Воспитатель: «Правильно, на конце всех этих слов мы слышим звук с. Назовите мне эти слова». Дети называют. Если ребенок сам подобрал слово, надо отметить это.

Методические указания: Воспитатель подбирает слова, где звук с стоит в конце, выделяя этот звук и указывая детям его место в слове.

Занятие 9.

Цель: научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец).

Игра «Кто внимательный?»

Воспитатель подбирает слова, где звук с стоит в середине слова: лиса, носок, мост, капуста и т.д. называя их, он четко выделяет звук с. Затем воспитатель называет первое слово, например лиса, и говорит, что в этом слове первый звук л, а последний а, звук с находится в середине слова. Так рассматриваются все слова. Во время игры воспитатель привлекает детей к анализу слов.

Методические указания: Игру можно проводить и с другими звуками. Лучше сначала брать звуки, которые можно произносить длительно, чтобы легче их было выделить в слове (ф, ш, щ и др.)

Занятие 10.

Цель: научить детей выделять любой звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец).

Игра «Кто внимательный?»

Воспитатель подбирает для игры игрушки, в названии которых звук с встречается в различных положениях (в начале, середине и конце слова), а также предметы, в названии которых нет звука с, например: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д. обращаясь к детям, он говорит: «Я буду называть эти предметы. Как только вы услышите слово, в котором есть звук с, вы должны поднять руку». Затем вызывает одного ребенка и называет ему предметы, стоящие на столе. Если ребенок ошибся, то дети вместе с воспитателем поправляют его.

Методические указания: Проводя эту игру в первый раз, воспитатель говорит, выделяя звук с. Повторяя ее, он называет предметы медленно, четко, уже не выделяя звук с. Ребенок, ошибочно поднявший руку, должен сам подобрать слово со звуком с. Повторяя игру, воспитатель меняет порядок называния предметов, чтобы дети не запоминали слова механически. Игру можно повторять и на другие звуки: ш, ж, р.

Занятие 11.

Цель: добиваться, чтобы каждый ребенок умел различать звуки с – ш на слух; знал основные отличия в артикуляции этих звуков.

Игра «Подбери картинку».

Воспитатель делит детей на 2 группы. Первая группа подбирает картинки на звук с, вторая – на звук ш. На столе у воспитателя разложены картинки рисунком вверх. От каждой группы к столу выходят по одному человеку, выбирают картинку, в названии которой имеется заданный звук, и садятся на место. Когда все картинки разобраны, каждый ребенок встает и называет свою картинку, выделяя звук с или ш, остальные дети проверяют, правильно ли он выбрал картинку. Потом дети сами подбирают слова на заданный звук.

Язык кверху – ша, ша, ша,

Наша Маша хороша.

Язык книзу – са,са, са,

Укусила нос оса.

Занятие 12.

Цель: дифференциация звуков с – ш в словах.

Игра «Назови правильно»

Воспитатель показывает детям картинки, а они их называют: шоссе, машинист, старушка, солнышко, шесть, сушки.

Методические указания: Дети должны выделять из слов звуки с и ш, произнося их более длительно, определять по указанию воспитателя место звуков с и ш в слове (начало, середина, конец).

Язык кверху – ши, ши, ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу – сы, сы, сы,

У осы усы, усы.

Занятие 13.

Цель: добиваться, чтобы каждый ребенок умел различать звуки з – ж на слух; знал основные отличия в артикуляции этих звуков.

Игра «Угадай, какой мой звук».

Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему свое слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит».

Потом воспитатель раздает детям картинки. Каждый по очереди выходит к столу, показывает всем картинку и называет ее (если в названии картинки имеется звук з, то надо положить эту картинку в карман картины, где нарисован комар, а если имеется звук ж, то положить в карман картины, где нарисован жук).

Затем воспитатель предлагает детям повторить за ним следующие слова: железо, зажигалка, зажгли ( сначала повторяют отдельные дети, затем подгруппами – хором); назвать такие картинки: «Желтый фазан», «Железный замок», «Зеленый жук», «Желтый зонт», «Зимняя одежда», « У Лизы лыжи».

Занятие 14.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков з и ж во фразовой речи.

Сказка «Долгожданный пузырь» Э. Шима.

Прошел дождик над лесом. Дождевая капля ударилась в лужицу – и выскочил пузырь. Круглый пузырь, толстый. Красивый.

Плывет пузырь по луже, смотрится в воду, наглядеться на себя не может. Ах, до чего хорош! Ах, до чего ярок! Из красного в синее переливы, из синего – в желтое, из желтого – в зеленое.

Белки увидели его, обрадовались:

- Глядите-ка, глядите-ка, пузырь в луже!

Медведь брел мимо, крякнул:

- Ага, вот и пузырь в луже!

Люди шли по дороге:

- Наконец, - говорят, - пузырь в луже показался!

Надувается пузырь. «Вот как ждали меня! Вот как мною любуются! Один я такой на свете расписной красавец!»

Надувался, надувался и – лопнул.

И не слышал, как все кругом говорили:

- Ну, раз пузырь в лужах, значит, скоро грибы появятся. Дождались.

Методические указания: Следить за правильным произнесением детьми звуков з и ж при пересказе сказки.

Занятие 15.

Цель: добиваться, чтобы каждый ребенок умел различать звуки с и з на слух и знал, чем они отличаются при произнесении.

Игра «Не ошибись».

Детям дают по 2 картинки. На одной нарисован насос, на другой – комар. Картинку с изображением насоса, дети берут в левую руку, с изображением комара – в правую. Воспитатель показывает картинки со звуками с и з в названии. Называя картинки, он немного выделяет эти звуки. Если он произносит слово со звуком с, дети поднимают картинку с насосом, если со звуком з – с комаром. Потом дети называют картинки, где имеются одновременно звуки с и з, и говорят, какой из этих звуков в слове идет первым.

Методические указания: Среди картинок, которые находятся у педагога, могут быть такие, в названии которых нет ни звука с, ни звука з. в таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Занятие 16.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков с и з изолированных и в словах.

Латышская народная песенка

Плачут ивушки, осинки: Платье зелено на ней!

Осень листья рвет с ветвей. Хоть зима, хоть весна –

У сосенки ни слезинки - Вся в зеленом сосна!

Методические указания: Следить, чтобы, читая стихотворение, дети четко произносили звуки с и з.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Занятие 17.

Цель: дифференциация звуков ш – ж в словах. Уметь выделять звуки ш – ж из слова и не смешивать их.

Игра «Найди место для своей картинки».

Дети сидят за столами. Воспитатель показывает картинку, где изображена проколотая шина, из которой выходит воздух, и спрашивает: «Как шипит воздух, когда выходит из шины? («Шшш…»). Правильно, эту картинку я повешу с левой стороны доски». Затем показывает на картинку, где изображен жук, и предлагает вспомнить, как жук жужжит.(«Жжж…»). «Эту картинку я повешу с правой стороны доски. А теперь я каждому дам по картинке, в названии которой будет звук ш или ж. тот, кого я вызову, подойдет к столу, покажет картинку всем, и громко ее назовет. Если в слове будет звук ш, ее надо положить в карман картинки «Шина», а если звук ж, ее надо положить в карман картинки «Жук». Воспитатель раздает детям картинки. Первые 2 картинки (на звуки ш – ж) он называет и кладет сам, потом вызывает поочередно детей.

Методические указания: Называя картинки, воспитатель выделяет звуки ш и ж. сначала следует вызывать детей, хорошо различающих эти звуки. Если же ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему, называя слово и выделяя нужный звук.

Занятие 18.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков ш и ж во фразовой речи.

Сказка-шутка «Костер на снегу».

Жил на свете веселый художник. Пошел он однажды зимой в лес. И стал рисовать. Сначала дрова нарисовал – сухие, березовые. А под ними – щепки-лучинки, тонкие, легкие.

Взял он потом красную краску. И стал рисовать огонь.

Повесил художник свою картинку на дерево. И ушел.

Бежит мимо Олень. Холодно ему – копыта на морозе звенят, на рогах сосульки висят. Спрятаться некуда. Увидел он костер, остановился. Смотрит: огонь горит. «Что за костер? – думает – Откуда?» а потом видит – огонь там не настоящий, нарисованный. Повернулся и побежал дальше.

Идет мимо Кабан. Злой Кабан – замерз совсем, шерсть дыбом, зубы стучат. Погреться, спрятаться некуда. Увидел он костер, остановился. Смотрит: огонь горит. «Что за костер? – думает – Откуда?» а потом видит – дрова не настоящие, нарисованные. Повернулся он и побежал дальше.

Бежит мимо Зайчонок. Маленький. Замерз весь, уши прижал. Катится по снегу, согреться хочет. Увидел он костер, остановился. Смотрит: пламя в небо рвется, искры вокруг разлетаются. «Что за костер? – думает. – Дай погреюсь». Протянул к огню лапку – тепло! Протянул вторую – еще теплей. Ближе подошел Зайчонок, рукавицы снял, сушить повесил. А сам греется. То одним боком повернется к огню, то другим.

Чувствует Зайчонок – жарко ему, совсем отогрелся. Кругом мороз трещит, а он стоит у костра, румяный. Даже шубу расстегнул.

Методические указания: Следить за четким произношением звуков ш и ж при ответах на вопросы по содержанию сказки.

Занятие 19.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков ш и ж изолированных и в словах.

Стихи, потешки.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки.

Белые снежинки.

С мышами

Во ржи

Подружились ежи,

Ушли в камыши,

А во ржи –

Ни души.

Занятие 20.

Цель: добиваться, чтобы каждый ребенок умел различать звуки т и д на слух и знал, чем они отличаются.

Игра «Угадай, что едет».

Воспитатель берет 2 картинки, на которых изображены поезд и мотороллер. Показывая картинку «Поезд», он говорит: «Когда быстро идет поезд, то колеса стучат: «т-т-т…». дети повторяют: «т-т-т…» А показывая картинку «Мотороллер», говорит: «Когда заводим мотор у мотороллера, то он шумит: «д-д-д…» Дети повторяют: « д-д-д…» Затем, показывая поочередно картинки, воспитатель просит детей повторить, как стучат колеса поезда и как шумит мотор мотороллера.

Далее педагог вместе с детьми выясняет, что делает язык, когда произносят т или д. (Кончик языка ударяется в верхние зубы). Чтобы помочь детям ощутить отличие звука т и д. Дети почувствуют, что при произнесении д в ушах звенит, а при произнесении т не звенит – звук слышится глухо. Можно проверить различие звуков и по-другому: тыльную сторону руки приложить к шее ( спереди) и ощутить, что при д голос звенит.

Воспитатель раздает каждому ребенку по 2 картинки: одну с изображением вагона, другую – мотороллера. Он многократно повторяет то звук д (д-д-д), то звук т (т-т-т), а дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили звук т без добавления гласной, т.е. т-т-т, а не тэ-тэ-тэ.

Занятие 21.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков т и д во фразовой речи.

Игра «Кто лучше скажет о предмете?»

Воспитатель раскладывает на столе картинки, чередуя названия со звуком т или д, он вызывает ребенка и просит взять картинку с определенным звуком (т или д): «Возьми картинку, в названии которой есть звук д, покажи ее всем и четко назови». Дети придумывают с этим словом предложение. Чье предложение будет лучшим ( более полно и точно описывающее предмет и действие с ним), тот идет брать следующую картинку.

Методические указания: Следить, чтобы дети правильно и четко произносили звуки т и д.

Занятие 22.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков т и д изолированных и в словах.

Стихи, загадки.

Тянутся, тянутся, тянутся

Вдоль по столбам провода,

Строятся электростанции,

Строятся города.

Два стоят,

Два лежат,

Один ходит,

Другой водит. (Дверь)

Занятие 23.

Цель: добиваться от детей умения различать слова со звуками р и л и правильно произносить слова, в которых звуки р и л встречаются одновременно.

Игра «Найди свою картинку».

На столе воспитателя разложены картинки (рисунком вверх). В названии картинок имеется звук л, или р, или они оба. Воспитатель объясняет задание: одни будут брать картинки, в названии которых имеется звук л, другие – со звуком р, третьи – где и звук л, и звук р.

Дети строятся в 3 колонны. По сигналу воспитателя из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Каждый берет картинку на заданный звук. Вернувшись к своей колонне, он хлопает по ладони вытянутой руки впереди стоящего ребенка, который идет за последующей картинкой. Получивший картинку становится сзади. Когда все дети возьмут картинку, они садятся, каждый ребенок показывает и называет свою картинку, остальные проверяют, правильно ли он взял ее.

Методические указания: Выделять звуки р и л в словах, произнося эти звуки более четко.

Занятие 24.

Цель: добиваться от детей умения различать слова со звуками р и л и правильно произносить слова, в которых звуки р и л встречаются одновременно.

Игра «Подбери картинку».

Воспитатель ставит на доску картинки, на которых изображены булки, малина, ложки, юла. Потом он достает по очереди картинки, на которых изображены бурки, Марина ( девочка), рожки, Юра ( мальчик), называет их и предлагает подобрать к каждому слову такое, которое похоже по звучанию, но в нем вместо звука р должен быть звук л.

Методические указания: Выделять звуки р и л в словах, произнося эти звуки более четко.

Занятие 25.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков л и р.

Стихи, загадки.

Рах-трах-тарарах!

Раскатился гром в горах,

Прогремел над черной тучей,

Прорычал над рыжей кручей.

Пусть в горах грохочет гром!

Все равно гулять пойдем!

Крылатый, горластый,

Красные ласты. (Гусь)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (Гриб)

Методические указания: Выделять звуки р и л в словах, произнося эти звуки более четко.

Занятие 26.

Цель: уметь различать твердый и мягкий звуки ( т-т) на слух. Показать разницу в их артикуляции.

Игра «Найди место своей картинке».

Детям раздают картинки. Они по очереди выходят, показывают и называют свою картинку и в зависимости от имеющегося в названии звука т или т кладут ее в карманы, приклеенные под картинками-символами, - «Вагон» и «Птичка».

Методические указания: В случае необходимости воспитателю следует помочь детям произнести требуемое слово в слегка замедленном темпе, выделив твердый или мягкий звук.

Занятие 27.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков т – т во фразовой речи.

Игра «Кто лучше придумает?».

Дети по розданным предметным картинкам, которые использовались на предыдущем занятии, составляют предложения. Если ребенок затрудняется, педагог задает вопрос по этой картинке. Воспитатель отмечает наиболее полные предложения, правильно отражающие сущность предмета, изображенного на картинке, или действия с ним.

Затем дети с помощью воспитателя разучивают и проговаривают чистоговорки:

Полный текст можно скачать здесь.

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку