«Социализация дошкольника в трудовой деятельности с учетом ФГТ»

  • 02 декабря
  • Просмотров: 1894

Овтина Валентина Владимировна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: вторая

Место работы: МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка» Красноярский край, город Норильск

Аннотация: В данном материале раскрыта сущность образовательной области – социализация. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Предлагается для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Социализация дошкольника в трудовой деятельности с учетом ФГТ»

«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я

занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума:

он становится философом, считая себя только ремесленником»

Жан Жак Руссо.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития и социализации.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.

Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

Значимыми институтами социализации в дошкольном детстве выступают дошкольные образовательные учреждения.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «социализация» является одной из образовательных областей, по которым должна строиться работа в ДОУ.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. И здесь важнейшая роль принадлежит трудовому воспитанию ребенка через познание окружающего мира и прежде всего мира взрослых, привлечение дошкольника к самостоятельному посильному труду и наблюдение за трудом взрослых, объяснение значения труда в жизни людей. Таким образом, происходит интеграция двух образовательных областей: «социализация» и «труд».

Главная цель трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении, у него сформировалась социальная компетентность, я использую три основные группы задач:

Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве, в соответствии с возрастом моих воспитанников.

Кроме того, необходимо помнить, что труд ребенка – дошкольника должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд предполагает изготовление предметов из разнообразных материалов, осуществляется в старших группах детского сада, и развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Разработчики ФГТ предлагают следующие формы работы с детьми в процессе приобщения их к трудовой деятельности:

  • Совместные действия;

  • Дежурство;

  • Поручение;

  • Реализация проекта.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста в условиях ФГТ; предполагает деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Может носить индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными программой ДОУ; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т. п.).

Реализация проекта – специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта в рамках определённых этапов.

Проектный метод позволяет создать условия для планомерной и эффективной работы. Подбирая тематику игр для проекта, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. В процессе проектной деятельности вместе с детьми выполнялись заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно продвигаясь к цели. Продуктом проекта становилась самостоятельно развернутая детская игра.

Через осмысление и принятие проблемы проекта ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно-значимая цель работы. А значит, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, продвижение по маршруту происходит в результате рефлексии на всех этапах работы над проектом. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Реализация трудового воспитания должна проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей. Для этого в группе создана необходимая предметно-развивающая среда:

1. Наличие в группе разнообразных дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей в игре (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей).

2. Картотека подвижных игр с правилами и атрибутика к подвижным играм.

3. Разнообразные настольно-печатные игры.

4. Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей (игры на темы: «Моя семья», «Мой организм», «Мое настроение», «Труд людей», «Из чего сделаны предметы», «Земля - наш общий дом» и др.)

5. Условия для развития сюжетно-ролевой игры.

6. Оборудование для трудовой деятельности детей:

  • Для коллективного труда в группе (фартуки, тряпочки, щетки, тазы и т. д.);

  • Для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными (лейки, палочки для рыхления почвы тряпочки для протирания листьев растений, ящики или горшочки для рассады, щетки и скребки для чистки аквариума и птичьей клетки, корм для животных и др.);

  • Для дежурства по столовой (фартуки и косынки, щеточки для сметания крошек со столов, совки и т.д.);

  • Выносной материал для труда на участке, в огороде и в цветнике (в соответствии с сезоном).

7. Для педагога: наличие методической литературы по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей; трудовому воспитанию.

8. Для родителей: наглядная информация, информационные листки, разработанные рекомендации.


Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку