(при регистрации статус «гость» меняется на статус «зарегистрированный пользователь»)
- вы сможете принимать участие в любом мероприятии, проводимом порталом;
- вы сможете комментировать опубликованные работы других участников;
- вы сможете общаться на форуме сайта;
- вы сможете принимать участие в голосованиях проекта;
- вы сможете публиковать свои творческие работы;
- вы сможете заказать любые поощряющие документы;
- вы сможете опубликовать свои новости и многое другое…
Поэтому… Присоединяйтесь!
Овтина Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: вторая
Место работы: МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка» Красноярский край, город Норильск
Аннотация: В данном материале раскрыта сущность образовательной области – социализация. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Предлагается для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Социализация дошкольника в трудовой деятельности с учетом ФГТ»
«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я
занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума:
он становится философом, считая себя только ремесленником»
Жан Жак Руссо.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития и социализации.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.
Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленног
Значимыми институтами социализации в дошкольном детстве выступают дошкольные образовательные учреждения.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразователь
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. И здесь важнейшая роль принадлежит трудовому воспитанию ребенка через познание окружающего мира и прежде всего мира взрослых, привлечение дошкольника к самостоятельному посильному труду и наблюдение за трудом взрослых, объяснение значения труда в жизни людей. Таким образом, происходит интеграция двух образовательных областей: «социализация» и «труд».
Главная цель трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении, у него сформировалась социальная компетентность, я использую три основные группы задач:
Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.
Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.
Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, трудолюбия, самостоятельност
Все названные задачи решаются в единстве, в соответствии с возрастом моих воспитанников.
Кроме того, необходимо помнить, что труд ребенка – дошкольника должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-быт
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности
Ручной труд предполагает изготовление предметов из разнообразных материалов, осуществляется в старших группах детского сада, и развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.
Разработчики ФГТ предлагают следующие формы работы с детьми в процессе приобщения их к трудовой деятельности:
Совместные действия;
Дежурство;
Поручение;
Реализация проекта.
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста в условиях ФГТ; предполагает деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Может носить индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными программой ДОУ; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т. п.).
Реализация проекта – специально организованная совместная познавательная деятельность педагога и воспитанников по разработке и реализации проекта, направленная на решение личностно-значим
Проектный метод позволяет создать условия для планомерной и эффективной работы. Подбирая тематику игр для проекта, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. В процессе проектной деятельности вместе с детьми выполнялись заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно продвигаясь к цели. Продуктом проекта становилась самостоятельно развернутая детская игра.
Через осмысление и принятие проблемы проекта ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно-значим
Реализация трудового воспитания должна проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей. Для этого в группе создана необходимая предметно-развив
1. Наличие в группе разнообразных дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей в игре (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей).
2. Картотека подвижных игр с правилами и атрибутика к подвижным играм.
3. Разнообразные настольно-печатн
4. Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей (игры на темы: «Моя семья», «Мой организм», «Мое настроение», «Труд людей», «Из чего сделаны предметы», «Земля - наш общий дом» и др.)
5. Условия для развития сюжетно-ролевой игры.
6. Оборудование для трудовой деятельности детей:
Для коллективного труда в группе (фартуки, тряпочки, щетки, тазы и т. д.);
Для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными (лейки, палочки для рыхления почвы тряпочки для протирания листьев растений, ящики или горшочки для рассады, щетки и скребки для чистки аквариума и птичьей клетки, корм для животных и др.);
Для дежурства по столовой (фартуки и косынки, щеточки для сметания крошек со столов, совки и т.д.);
Выносной материал для труда на участке, в огороде и в цветнике (в соответствии с сезоном).
7. Для педагога: наличие методической литературы по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей; трудовому воспитанию.
8. Для родителей: наглядная информация, информационные листки, разработанные рекомендации.
Комментарии