Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором, как форма коррекционно-логопедического воздействия.

  • 28 ноября
  • Просмотров: 2213

Фролова Наталья Дмитриевна

Должность: учитель-логопед

Квалификационная категория: первая

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 98 «Загадка»

Аннотация:

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. У детей с ОНР слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. В коррекционной работе русский народный фольклор:

помогает расширить словарный запас детей;

способствует развитию слуховой памяти;

дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

развивает фонематический слух;

оказывает помощь в автоматизации звуков речи.

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором, как форма коррекционно-логопедического воздействия.

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывают человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Результаты обследования речи показывают, что большинство детей дошкольного возраста нуждаются в своевременной квалифицированной помощи со стороны специалистов, педагогов-воспитателей и родителей.

У детей с ОНР слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, причинно-следственные связи обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов. Дети малоэмоциональны, стараются избегать общения.

Для решения данной проблемой я стала применять русский народный фольклор. Разработала план работы, который рассчитан на 2 года обучения. Целью моей работы стала: Развитие речи дошкольников с ОНР посредством малых форм фольклора.

Поставленные задачи:

  1. Использование малых фольклорных форм в формировании произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий.

  2. Формирование коммуникативных умений и навыков связной речи.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К.Д.Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

В коррекционной работе русский народный фольклор:

помогает расширить словарный запас детей;

способствует развитию слуховой памяти;

дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

развивает фонематический слух;

оказывает помощь в автоматизации звуков речи.

Для этого педагогам, работающим на группе с ТНР (логопед, воспитатели, музыкальный руководитель), рекомендовано в планах на каждый месяц (включая режимные моменты) обозначить такие формы работы как:

- рассказывание сказок, пересказ сказок;

- заучивание потешек и поговорок, пословиц и скороговорок;

- рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам;

- обогащение и активизация активного словаря детей посредством русского фольклора;

- проведение русских праздников, инсценирование сказок, так как связная речь это важная составляющая общего познавательного развития детей.

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь —клад найдешь,

Налево пойдешь —коня потеряешь,

Прямо пойдешь —сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее мы пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. Постоянно используя этот жанр фольклора в работе, мы собрали практический материал в картотеку «От А до Я».

Использование русского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствовало развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Так, на примерах героев русских сказок Кощея и Лешего учили детей выделять мягкие и твердые согласные. Кощей символизировал твердые звуки, а Леший — мягкий. Использовали такие приемы: «Подарки для Кощея» — предметы, в названиях которых первый звук твердый (торт, конфеты) и «Одежда для Лешего» (пиджак, кепка).

Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные, обратились к русской народной сказке «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда, выяснили, что дерево «звучит» глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда появился прием «Кто в какой избушке живет?»: дети расселяли звонкие согласные в ледяной домик, а глухие — в лубяной.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

бултых в воду!

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.

Яму копал? — Копал.

В яму упал? — Упал.

В яме сидишь? — Сижу.

Яма сыра? — Сыра.

Как голова, цела? — Цела.

Значит, живой? — Живой.

Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

Солнышко! Ведрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам подобрей!

Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Мы занимаемся данной работой 2-ой год, приобщили к этому и родителей. Создали вместе с родителями и детьми «Копилочку» по лексическим темам (пословицы, поговорки, потешки, загадки и скороговорки). Данный материал можно использовать и для автоматизации и дифференциации звуков, для обогащения словаря, совершенствования грамматического строя речи и развития связной речи ( умение поддерживать беседу, совершенствование диалогической и монологической речи, пересказы и т.д.). Воспитатели используют для занятий и в режимных моментах. Родители обращаются к данному материалу для выполнения домашних заданий (заучивание стихов, потешек, загадок, пословиц – объяснение значений). Дети очень любят устраивать КВН загадок и пословиц, читать стихи и играть в речевые игры. Тесно сотрудничаем с детским фольклорным ансамблем «Забава» под руководством Поляковой Н.Д. Провели «Праздник народных игр», музыкальную сказку «Петушок и бобовое зернышко» и «Масленичные игры».

В дальнейшем планируем пополнение нашей «Копилочки»: добавляем сказки, рассказы, мини-сценки, составление рассказов по картинкам.

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи.

От оптимального решения логопеда, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.


Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку