Концепция экологического воспитания

  • 29 ноября
  • Просмотров: 820

Овтина Валентина Владимировна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: вторая

Место работы:МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка» Красноярский край, город Норильск

Аннотация: Экологическое воспитание – неотъемлемая часть воспитательного пространства дошкольного учреждения. Данный материал воспитывает социальную активность личности, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирует экологические знания взаимоотношений Человека с Природой. Предлагается для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Концепция экологического воспитания

Призрак экологического кризиса стал грозной

явью. Его тяжелая поступь слышна в аномалиях

климата, опустынивания планеты, кислотных

осадках. Биосфера серьезно больна. Ее поразило

вмешательство человека в ее жизнь»

Н. Ф. Реймерс

«Экологический манифест»

Экологическое воспитание должно формировать у гражданина страны не только представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Оно позволит каждому члену общества усвоить экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки и сформировать образ жизни, отвечающий принципам устойчивого развития. В концепции экологическое воспитание и образование рассматривается как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде.

Цели, задачи и принципы концепции

экологического воспитания.

Миссия воспитателя: помочь каждому дошкольнику осознать себя частью природы, природы, как продолжение самого себя. И тогда твой дом – планета Земля, а для того, чтобы жить в доме, нужно знать как он устроен, знать своих соседей.

Цели:

  • воспитывать личность, способствующую своим сознанием и гражданской позицией изменить отношение к окружающей среде, беречь ее, чувствовать, жить с ней в согласии;

  • совершенствовать систему непрерывного экологического образования, внедрение логического, краеведческого и интеграционного подходов в практике образования; создание единого учебно-воспитательного процесса экологической направленности.

Принципы:

  • научность;

  • открытость;

  • гибкость и вариативность системы экологического образования;

  • системность;

  • преемственность.

Задачи:

  • дополнение содержания, методов, освоение новых форм работы по экологическому направлению;

  • создание творческой группы;

  • создание учебно-методического центра;

  • освоение новых техник и технологий;

  • повышение качества образования;

  • развитие экологического туризма.

Основные направления научно-методического обеспечения:

  • определение этических норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе;

  • учебно-методическое обеспечение экологического образования в различных группах;

  • подготовка детей, владеющих основами экологии;

  • углубление интеграционного изучения экологии.

Средства научно-методического обеспечения:

  • научно-методическая литература;

  • периодическая печать: газеты, журналы;

  • системный анализ состояния экологического образования и опубликование его результатов.

Первоочередные мероприятия в области научно-методического обеспечения экологического воспитания:

  • разработка программы по экологии, учитывая возрастные особенности детей, которые предусматривают вопросы, касающиеся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования;

  • разработка системы мероприятий по улучшению экологии жилищ («помощь биосфере начинается дома»), в целях экологизации быта как сферы экологического образования;

  • разработка методики мониторинга и оценки общественного экологического сознания и экологической информированности.

Экологическое воспитание в семье.

Задачи: формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека с окружающим миром.

Направления: обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним животным и растениям;

обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие всех ее членов;

организация просветительской деятельности среди родителей по экологическому просвещению своих детей.

Реализация: создание экологического всеобуча среди родителей;

проведение Дней открытых дверей, круглых столов, общесадовских

праздников, Дней здоровья, совместных творческих дел.

Экологическое образование дошкольников.

Цель: воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно к ней относиться.

Направления:

  • воспитание любви и уважения к природе;

  • формирование эмоционального, положительного отношения к окружающей среде, умение видеть красоту природы;

  • формирование элементарных знаний о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;

  • воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы;

  • приобщение к общественно-полезному труду, помощи старшим, уходу за домашними растениями и животными;

  • участие в посильных действиях по сохранению окружающей среды и ее улучшению.

Средства

  • Формирование экологического мировоззрения через различные виды деятельности: наблюдения, художественные произведения, музыку.

  • Оформление экологического уголка, уход за растениями в группе, работа на участке.

  • Занятия по экологии.

  • Конкурсы, викторины, игры, инсценировки.

  • Походы, экскурсии, эксперименты.

  • Организация экологического просвещения родителей.

  • Чтение стихов, сказок, рассказов.

Реализация задач проходит через «Тропинки»:

1. Тропинка Мастеров.

Изготовление кормушек, скворечников.

2. Тропинка Доброты

Оказание помощи ветеранам войны, престарелым людям.

Проводить подкормку птиц.

3. Тропинка Искусств

Нарисовать рисунки, газеты 9птицы, насекомые, животные, природа, охрана природы).

4. Тропинка Здоровья

Проводить спортивные состязания – походы, игры, соревнования, эстафеты.

Проводить Дни здоровья.

Безопасное колесо (Правила дорожного движения).

5. Тропинка «Лесная»

Очистка территории (леса, тундры …) от мусора.

Очистка водоемов.

Проводить весеннее-летние походы.

Сбор лекарственных трав, березовых почек.

Экология.

Храните экологию души,

Чтоб на чужое горе отзываться,

Чтоб в споре никогда не забываться:

Не все дороги к цели хороши!

Храните то, что даровал нам Бог,

И обращайтесь бережно с Природой,

Чтоб даже после вашего ухода

Праправнук ею любоваться мог.

Пусть восхищает вас весенний шум,

Колосьев спелых шорох, сердцу милый.

Я верю: в красоту влюбленный ум

Не станет разрушительною силой.

Он радуется утренней тиши,

Приветствует румяные восходы… .

Храните экологию души,

А с нею – экологию природы.

Н. Ангарская

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку