Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"

  • 23 апреля
  • Просмотров: 1685

Сковородко Галина Сергеевна       


Должность: воспитатель

Место работы: Борисовское МКДОУ дс № 14 «Солнышко» с.Борисовка, Пластовский р-он. Челябинская обл.

Аннотация (краткое описание работы): Обогащение лексики антонимами, активизация мыслительной и речевой активности детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о дружбе.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"

 

Задачи:

обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о дружбе.

Демонстрационный материал:

мягкая игрушка – заяц; картинки «Огород, сад», воробушки.

Предварительная работа:

детям был показан кукольный театр «Сказка о том, как Заяц друзей нашел» сценарий Р.В. Желыбина

Ход занятия.

Сегодня из леса к нам пришел заяц Руся. Ему нужна наша помощь. У них в лесу поселился маленький злой волшебник Моря. Он заколдовал всех друзей Руси. Больше они вместе не гуляют по лесу и не играют. В лес пришла грусть и мрак. Один Руся ничего не может сделать. Но мы можем помочь Русе и жителям леса. Для этого нам надо выполнить несколько заданий: рассказать Море о дружбе и научить вежливым словам.

Ну что, поможем?

Тогда приступаем к выполнению заданий.

Первое задание. Начинаем с вежливых слов. Я вам буду читать по две строчки стихотворений, а вы должны закончить их подходящими вежливыми словами.

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

  1. Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

  1. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим (простите, пожалуйста).

  1. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Второе задание. Назови противоположное слово. Противоположные слова называются антонимами. Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, вы должны назвать противоположное слово и бросить мяч мне. (хороший – плохой, злой – добрый, смелый – трусливый, нежный – грубый, веселый – грустный, щедрый – жадный).

Третье задание. Нам надо помочь Руси накрыть стол к обеду. Моря сказал, что он ест только те блюда и пьет только те напитки, в названии которых только два слога.

Ребята ,давайте повторим то, как мы считаем слоги в словах ! МА-хлопок-ШИ-хлопок-НА-хлопок! Сколько слогов? (три) Правильно, молодцы! Ну, а теперь давайте назовём те блюда и напитки, которые ест Моря.

Ответы детей. (кофе, компот, кисель, каша, гречка, пюре, гуляш, салат, пирог).

Дальше. Компот и кисель нравиться, только из тех фруктов и ягод, названия которых состоят из трех слогов. Где выращивают ягоды и фрукты? Идем в сад.

(Дети рассматривают картинку и называют фрукты и ягоды: клубника, малина, черешня, яблоко)

Молодцы, справились.

Следующее задание. Начинка у пирога должна быть из овощей, название которых также состоят из трех слогов. Идем в огород.

(Дети рассматривают картинку, называют овощи: помидор, капуста, картошка, капуста, огурец).

Четвертое задание. Моря попросил у Руси игрушки. Но игрушки ему нужны только те, в названии которых присутствует тот звук, на который начинается его имя. С какого звука начинается имя маленького, злого волшебника? Назовите игрушки с этим звуком.

Предположительные ответы детей. (Машина, автомат, самолет, мозаика, мяч).

Молодцы, справились.

Устали? Вставайте в круг.  Разминка. Встали в круг и взялись за руки.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди. (повторить 2 раза)

Дети садятся на стулья.

Пятое задание. Я прочитаю вам сказку М. Пляцкого под названием «Урок дружбы». Моря послушает, и может поймет, как важно иметь друзей. (Воспитатель читает сказку)

Понравилась сказка? Что вы можете сказать о поступке Чирика ? Как он поступил по отношению к Чику ? А как поступил Чик по отношению к Чирику? Как вы думаете, как поступит Чирик в следующий раз?

Ответы детей.

И последнее, шестое задание. Мы должны назвать как можно больше пословиц о дружбе.

Без беды друга не узнаешь.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Без друга в жизни туго.

Друзья познаются в беде.

Вот и мы с вами помогли в беде Русе и жителям леса. И нас тоже можно назвать друзьями. Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей.


Список используемой литературы:

Пособие для воспитателя детского сада «Ознакомление дошкольника со звучащим звуком» Г.А. Тукмакова . Москва «Просвещение» 1991г.

Сборник «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Составитель Ю.Г. Круглов. Москва «Просвещение» 1990г.

Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №6/2011г.

Методический журнал «Ребенок в детском саду» №2/2004г

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку