Конспект занятия по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Загадки водоема»

  • 09 ноября
  • Просмотров: 2612

Иванкина Оксана Викторовна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая категория

Место работы: детский сад № 187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада», г.о. Тольятти, Самарская область

Аннотация: предлагается конспект НОД с использованием элементов экспериментирования для выявления особенностей образа жизни морских организмов. Дети могут освоить действия использования и построения моделей взаимосвязи животных и условий их жизни на примере экосистемы «Водоем».

Конспект занятия по развитию экологических представлений

у детей старшего дошкольного возраста

«Загадки водоема»

Программное содержание:

1. Знакомство с водоемом (животные водоема).

2. Освоение экспериментирования. Установление связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

3. Выявление особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний).

4. Освоение действия использования и построения моделей взаимосвязи животных и условий их жизни (на примере водоема)

5. Развитие экологических представлений.

Оборудование:

1. Иллюстрации обитателей водоемов.

2. Гусиные перья, емкости с водой, жир, пипетки, растительное масло, бумага, кисточки.

3. Кусочки кафеля, присоски (для закрепления мыльниц).

4. Условные обозначения условий жизни: воды, почвы, света, животных, двусторонние стрелки.

5. Магнитофон, магнитофонная запись «На берегу озера».

Предварительная работа:

1. Отгадывание загадок о водоемах.

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» и рассказа Соколова - Микитова «Листопадничек»

3. Д/игра «Птицы»

Активизация словаря: водоем, водоплавающие птицы, оляпка, паук - подводник, жук - плавунец, актиния, морская звезда, морской еж.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит магнитофонная запись «На берегу озера», слышны голоса водоплавающих птиц.

Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы слышали? А где живут эти птицы? Озеро, река, море…, как это можно назвать одним словом? (Водоем) Как вы думаете, почему их так назвали?

Воспитатель: Ребята, а какие птицы еще живут на водоеме? (рассматривание иллюстраций). Как называют этих птиц? Как вы думаете, почему? Да, они умеют плавать по воде и нырять. А хотите, я вам расскажу один любопытный факт? Оказывается, есть птица, единственная из всех, которая приспособилась по - особому к жизни в воде. Звать ее Оляпка (показ иллюстрации). Она умеет опускаться на дно реки, бродить по нему, выискивая среди камней личинок насекомых. Ноздри у нее при этом плотно закрываются и не дают попасть в них воде. Плотное оперение не пропускает воду.

Воспитатель: Ребята, скажите, когда вы купаетесь, какие вы выходите из воды? А про кого тогда говорят: «В воде купался, а сух остался»? А почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды? А хотите проверить, правда это или нет? Пройдите к столам.

Дети проходят к столам, на которых разложены гусиные перья и материалы для первого опыта.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами на столах что? Чьи они? Давайте внимательно их рассмотрим, потрогаем. Какие они? А теперь давайте их намочим (дети обмакивают гусиные перья в воду). Намокли перья? Почему?

Оказывается, у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой они при помощи клюва смазывают перья, поэтому они не намокают. Давайте мы это проверим. (Воспитатель демонстрирует опыт: капает из пипетки водой на лист бумаги, дети делают вывод, что вода просочилась сквозь бумагу, затем смазывает лист бумаги растительным маслом, а потом капает на него воду, дети делают вывод, что вода не просочилась сквозь бумагу, а стекает с листа). Какой же вывод можно сделать? Жир не пропускает воду, поэтому перья у птиц не намокают в воде.

Воспитатель: Ребята, а кто живет в воде? Интересно, а чем же дышат животные, живущие под водой?. А откуда же они берут воздух? Да, но в воде воздух особый, им умеют дышать не все жители водоемов. Например, насекомые, живущие в воде, научились ловить воздух. К примеру, жук - плавунец (показывает иллюстрацию) прикрепляет пузырек воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду.

Воспитатель: Ребята, а какие водоемы являются самыми большими? А кто в них живет? Каких морских обитателей вы знаете? А вам хочется увидеть настоящего морского ежа и морскую звезду? (Воспитатель показывает экспонаты сначала морского ежа, затем морской звезды и спрашивает, почему их так назвали).

Воспитатель: А кто знает, как называется вот этот обитатель моря? (показ иллюстрации актинии). Это актиния. Посмотрите, с помощью чего она держится на камне? (Обращает внимание на присоски, с помощью которых моллюски прикрепляются к камням) А как это у нее получается? Давайте и мы с вами проверим, как это получается у актиний.

Дети пробуют прикрепить сухую присоску к кусочку кафеля - не прикрепляется. Затем ее увлажняют - прикрепляется.

Воспитатель: Почему же актиния удерживается крепко на камне? (Тела морских животных влажные, что позволяет им с помощью мокрых присосок хорошо прикрепляться к гладким предметам).

Воспитатель: А вы хотите увидеть живых актиний? Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о морских обитателях. (Просмотр фрагмента видеофильма)

Воспитатель: Ребята, видите, как умело каждое животное приспосабливается к жизни в воде и на воде. А что же самое главное для обитателей водоемов? Перед каждым из вас картинки. Посмотрите на них и выберите ту, которая показывает, что является главным для обитателей водоемов. Почему вы выбрали эту картинку? (Вода является главным для жителей водоемов, потому что вода является для них домом и в воде они находят пищу, необходимую для жизни)

Воспитатель: А животные нужны водоему? Что произойдет с водоемом, если животные исчезнут? (Дети рассказывают о значении водных обитателей: они очищают воду, делают ее прозрачной. Затем они делают вывод, что животные нужны водоему)

Воспитатель: Итак, водоем и животные нужны друг другу. Давайте это запишем (Выстраивают модель взаимосвязи воды с обитателями водоемов) Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Воспитатель: Ребята, что интересного вы узнали сегодня? А хотите узнать еще что-нибудь новое о водоеме и его обитателях? Посмотрите, какая интересная есть у нас настольная игра. Она называется «Подводный мир». Хотите, в нее научиться играть? (Занятие переходит в совместную деятельность педагога и детей)



Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку