"Цена грамотности" - в рамках конкурса "Грамотландия"

  • 24 сентября
  • Просмотров: 466

ФИО участника: Соколова Татьяна Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Жанр: сочинение – эссе


Цена грамотности


Человек через слово всемогущ:

язык всем знаниям

и всей природе ключ.

Г.Р.Державин



В последнее время мы видим, что государством разработан комплекс мер, призванный сделать наше образование «современным», якобы «отвечающим» сегодняшнему дню. Стоит разобраться, к чему приведет очередная инновационная активность в области образования , что сулит она нашему будущему. В какой школе будут учиться наши дети и будем работать мы, учителя в наступившем 21 веке? Вопрос важный. Тем более от него зависит не только интеллектуальное, но и духовное, государственное, политическое состояние России в ближайшие годы.

Более полувека минуло с тех пор, как специальным указом стали создаваться ликбезы. Перед правительством, государством была поставлена задача - ликвидировать безграмотность среди населения, конечная цель – всеобщая грамотность. Впервые после революции в стране люди получили возможность прикоснуться к азам просвещения. Постепенно результат достигался. Безграмотных людей становилось все меньше, впервые за многие годы люди вместо крестика могли поставить свою подпись. А что же получается сейчас? По прошествии столь долгого времени мы должны иметь прекрасные результаты в области просвещения, но до сих пор проблемы остаются. Как ни прискорбно сознавать, но даже сейчас, в 21 веке, мы сталкиваемся с фактами безграмотности, некомпетентности. Столько бродяжек среди подростков, которые не умеют читать и писать, не посещают школу. И все это происходит не в 20-ые годы , а в настоящее время. Наряду с высокими технологиями, примерами проявления высокого интеллекта (освоение космоса, изобретение компьютеров, появление Интернета, мобильной связи и даже клонирование), мы имеем далеко не лучшие показатели по грамотности. Как бы парадоксально это ни прозвучало, но грамотность на очень низком уровне не только среди молодежи, но и среди государственных людей, которые по идее должны быть эталоном во всем, особенно для молодежи. Но с высоких трибун уважаемые люди, «государственные мужи», «первые лица» страны, чиновники, депутаты демонстрируют нам, насколько они некомпетентны в области языка. Они преподносят нам засоренный штампами и канцеляризмами русский язык, полный жаргонизмов, с нарушением не только правописных, но и произносительных норм. А ведь речь ведущих, дикторов, которая всегда являлась образцовой, в последнее время также оставляет желать лучшего. Они подчас употребляют неправильные выражения, допускают грамматические ошибки, акцентологические погрешности, не соблюдают орфоэпических норм. А ведь именно они должны являть собой образец правильной речи. Что же говорить о молоке, если сливки плохи? Что же остается «простым смертным»?

Одно время в прессе звучала мысль о необходимости провести проверку грамотности через всеобщий диктант среди чиновников, служащих и т. д. Но что это даст? Мы и без того знаем, что с русским языком у них дело обстоит плохо. Нужно принимать радикальные меры. С экранов нам насаждают массовую культуру, порой лишенную нравственности, рекламные ролики, заставки, страницы журналов и газет пестреют ошибками. К примеру, на канале местного телевидения я часто обращаю внимание на орфографические ошибки в «бегущей строке» и т.д. На канале СТС все лето с экранов телевизора мелькала большими красными буквами реклама : « Учавствуй и выиграешь». Можно еще привести массу примеров. На вывеске церковно-приходской школы нашего поселка Васильево надпись гласит: «Русь святая храни веру православную! И никому нет дела, что здесь пропущена запятая при обращении.

Одна из бед плачевного состояния языка, на мой взгляд, состоит в постоянном сокращении учебных часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы. Если в 8 классе мы имеем 3 часа русского языка, то в 9 –ом уже только 2 часа, притом, что ребят нужно подготовить к успешной сдаче ГИА . А по литературе в 9 классе, например, 3 часа, что тоже крайне недостаточно. Даже во время Великой Отечественной войны на литературу было отведено 5 часов. Я думаю, что аналогия эта не будет лишней, так как мы сейчас говорим о необходимости гуманитаризации образования. Об этом твердят документы, чиновники. А что получается? В гуманитарной сфере царит настоящий регресс по сравнению со школой пятидесятилетней давности. Это тогда, в феврале 1942, когда по нашей земле катилось горе , Анна Андреевна Ахматова создала мощное патриотическое оружие - стихотворение «Мужество»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не страшно остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

Великий поэт знал вес родного слова. Родина и русский язык, отношение к ним – из разряда нравственно - философских понятий. Кому эта истина непонятна?

Уже более 65 лет, как закончилась Великая Отечественная, но до сих пор, как огненный вулкан, вспыхивают «огни св. Доминика», ставящие перед необходимостью снова произносить ахматовскую клятву и чувствовать себя на поле боя.

Итак, факты общеизвестны: школьники мало читают, плохо мыслят, плохо говорят, о любви представление чаще всего «рабочее» ( «заниматься любовью»), в диктанте абитуриенты могут сделать до 100 ошибок. Логично было бы принимать срочные меры, чтобы усилить внимание к русскому языку и литературе, повысить качество образования, потому что, вспоминая слова О. Мандельштама, «отлучение от языка означает для нас отлучение от истории». А значит, и от будущего, так как без истории, без прошлого нет настоящего и будущего.

Реформы школы, происходящие в последнее время, должны быть направлены на устранение препятствий, а не на создание новых, подчас непреодолимых. Главное оправдание реформ видят в необходимости быть «передовыми», во что бы то ни стало соответствовать единому европейскому или американскому «стандарту». Здесь, по- моему, без всякого сомнения, торжествует административная логика, иногда вступающая в очевидное противоречие с естественными законами развития общества. Соответствие тому или иному «стандарту», нежели общим «канонам», если оно не обоснованно, никому не может гарантировать успеха. Неужели с этим административным багажом и придется войти России в 21 век?

Нововведения давно стали у нас делом «избранных» - узкого круга лиц, которые вырабатывают какие-то планы, выносят их якобы на всероссийское обсуждение и затем стремятся внедрять, нередко вопреки здравому смыслу. В этой связи хочется коснуться вопроса о едином государственном экзамене – тестировании.

Видимо, тестирование навязано нам потому, что США и другие страны не знают, как им избавиться от этого разрушительного, на наш взгляд, зла. Еще в 20-е годы «из-за океана» к нам хлынули новации, которые на Западе и в США не получили одобрения: Дальтон-план, бригадный метод и тестирование, 10- и 100-балльные системы оценки знаний и многое другое. В итоге к началу 30-х годов школа была разорена настолько, что вузы даже без экзаменов не могли набрать студентов, так как оканчивавшие школу не имели знаний.

Спасло школу и страну строгое административное постановление, запретившее проведение всех «прожектов» и потребовавшее восстановить в полном объеме систему русской школы. После этого начался крутой подъем школы, и, несмотря на тяжелые военные годы, в начале 50-х годов ЮНЕСКО признала, что по образованности населения наша страна вышла на первое место в мире.

Но вот в 1955 году наши педагогические центры вновь заболели инновационной лихорадкой, которая продолжается и поныне, а школа все больше скатывается вниз, растет безграмотность. Этот пагубный процесс пора остановить!

Я долго думала, отражает ли тестирование реальную картину знаний, является ли оно объективным показателем качества, и все-таки пришла к выводу, что нет. Хотя механически оно повышает показатель успеваемости. Если министерству нужно не повышение знаний учащихся, а показуха, очковтирательство, то тогда тестирование- самое подходящее средство. Необходимость введения тестирования мотивировалась достижением высокого качества образования. Но американцы этого качества не могут достигнуть за два столетия, так зачем предлагать меры, противоречащие практике? Бывший президент США Джорж Буш в стратегической образовательной программе «Америка-2000» уверенно заявлял: «Школьники США к 2000 году будут первыми в мире по достижениям в науке и математике. Но 2000-й год уже прошел, а американские школьники не только не первые, но и даже не входят в десятку лидирующих стран, коими являются южноазиатские страны, Япония, Россия и другие европейские страны. Об опасности введения в школу тестирования нас предупреждал наш бывший соотечественник Мурат Чошанов, который является профессором Университета штата Техас (США).

Некоторые говорят, что тестирование нужно для того, чтобы одолеть коррупцию на вступительных экзаменах в вузы. Все эти пороки искусственно преднамеренно созданы.Уберите беззаконие – все встанет на свои места.

Ясно одно: каким станет русский человек 21 века и школа нового тысячелетия зависит от нас самих. Этот вопрос не «избранных» демократов, а всей нации! И мы должны решать его вместе, сообща, только так возможно найти правильный ответ на вопрос, касающийся будущего нашей нации.

Комментарии

  • 11 января 2014 г.
    Спасибо за сочинение! Сколько неподдельной боли, переживаний чувстуется в Вашей работе! Многие Ваши мысли я разделяю полностью, что-то задело за живое, что-то заставило задуматься...
    Будем оптимистами и будем честно выполнять свой долг!
    Здоровья и терпения всем нам!
  • 15 января 2014 г.
    Уважаемая Татьяна Николаевна, не сомневаюсь, что такую работу мог написать только человек, болеющий за свое дело, свой язык, свою страну. Спасибо за Вашу активную жизненную позицию. Здоровья Вам, успехов в работе, пусть будет больше оснований для оптимизма!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку