«Литературная игра «Виктория» по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина

  • 28 ноября
  • Просмотров: 2820

Гимадиева Айгуль Амировна

Должность: учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: вторая

Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г.Казани

Аннотация: Литературная игра для проведения в параллели 6-х классов (3 команды) при изучении «Повестей Белкина» А.С.Пушкина (урок внеклассного чтения)

Литературная игра «Виктория»

по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина

Цели: дать целостное представление о содержании «Повестей Белкина» А.С.Пушкина; развивать навыки внимательного чтения текста, умение проникнуть в мир чувств и переживаний героев; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свою команду.

Ход мероприятия

Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым,

читал это последнее время повести Белкина, в седьмой

                                                                 раз в моей жизни...

Л.Н.Толстой

Слово учителя: Сегодня мы с вами глубже познакомимся с огромной страной – миром творчества А.С.Пушкина, а точнее - с циклом его произведений, написанных осенью 1830 года – «Повестями Белкина». Помогать мне в этом будут старшеклассники, которые будут оценивать ваши ответы, давать нужные пояснения.

Звучит вальс Г.Свиридова «Метель», музыка затихает, начинаем рассказ…

- Находясь в имении Болдино, незадолго до своей женитьбы на Н.Н.Гончаровой, А.С.Пушкин в письме своему другу Петру Алексеевичу Плетневу пишет: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonime, несколько драматических сцен, или маленьких трагедий: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё... Написал я прозою... несколько повестей». Очевидно, что речь идёт о “Повестях Белкина”. Этому циклу повестей мы и посвятим сегодня нашу литературную игру «Виктория». Игра эта уже не один десяток лет проводится среди команд старшеклассников школ города. А в этом году «Виктория» вышла на республиканский уровень. И мыс вами начнем готовиться к участию в этой игре уже сейчас, чтобы потом достойно защищать честь школы на этом мероприятии.

Итак, тема объявлена. А сейчас разрешите мне представить членов жюри.

Конкурс первый «Узнай героя»

По описанию героя вам необходимо угадать и записать героя и произведение. (по 2 балла за каждый правильный ответ)

1. “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...” (Сильвио, “Выстрел”)

2. Она “была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне” (Мария Гавриловна, “Метель”)

3. “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон” (Лиза Муромская, “Барышня-крестьянка”)

4. «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…» (Бурмин, «Метель»)

Проверка ответов, итоги первого конкурса, оглашение результата жюри.

Конкурс второй «Литературное домино»

Я раздам вам по десять карточек, на которых записаны цитаты из текстов. Необходимо расположить их в том порядке, в каком они идут в повести, восстановить последовательность на доске. (10 баллов)

Повесть «Барышня-крестьянка»

«Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед».

«Сын Берестова приехал к нему в деревню».

«Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом».

«Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается».

«Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе».

«Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне».

«...А покамест намерен я тебя женить!»

«Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели...»

«Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу».

«Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо».

Подведение итогов конкурса.

Конкурс третий «Конкурс болельщиков»

Каждый болельщик, отвечая на мои вопросы, может заработать баллы для своей команды. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. В повести “Метель” А.С. Пушкин пишет: “Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание”. Какие из ниже перечисленных пословиц упоминаются в повести, по какому поводу они были сказаны: “Терпенье и труд всё перетрут”, “Суженого конём не объедешь”, “Бедность не порок”, “Жить не с богатством, а с человеком”, “Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом”. (Упоминаются вторая, третья и четвёртая пословицы, когда родители Марии Гавриловны во время её тяжёлой болезни решили выдать её замуж за Владимира.)

  2. Фотовопрос: «Кто изображён на фотографии?» (Дельвиг)

  3. Фотовопрос: «Кто изображен на фотографии?» (Пущин)

  4. Повесть “Барышня-крестьянка” заканчивается словами: “Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку”. Какова же развязка этой повести? (Свадьба Алексея Берестова и Лизы Муромской.)

  5. Фотовопрос: «Что изображено на фотографии?» (Лицей)

  6. Анна Ахматова писала: “Пушкин считал смерть только тогда страшной, когда есть счастье”. Дождался ли Сильвио подходящего момента для отмщения графу? (Да, он решил сделать свой выстрел в тот момент, когда граф женился и очень дорожил своим счастьем.)

  7. Фотовопрос: «К какой повести данная иллюстрация?» («Метель»)

  8. Фотовопрос: «К какой повести данная иллюстрация?» («Барышня-крестьянка»)

  9. Фотовопрос: «К какой повести данная иллюстрация?» («Выстрел»)

Конкурс четвёртый «Сплетни, или кто что кому сказал»

Я зачитываю фразу, вы должны заполнить графы таблицы «Кто», «Кому», «В каком произведении» (по 3 балла за каждый правильный ответ)

1. Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив. (Сильвио лирическому герою, «Выстрел»)

2. Ну вот те святая пятница, приду (Лиза Алексею, «Барышня-крестьянка»)

3. А старики пускай себе дерутся, коли им это весело (Настя Лизе, «Барышня-крестьянка»)

4. Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою! (Марья Гавриловна Бурмину, «Метель»)

5. Кузька, пистолет! (Сильвио слуге, «Выстрел»)

6. Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают (Лиза Насте, «Барышня-крестьянка»)

7. Ага! Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено! (Муромский Лизе и Алексею, «Барышня-крестьянка»)

8. Ну мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию-кузнецу. (Алексей Лизе, «Барышня-крестьянка»)

9. Встань, Маша, стыдно! (Граф жене, «Выстрел»)

Конкурс пятый «Конкурс капитанов»

Я читаю портрет персонажа. Чем раньше капитан команды угадывает, о ком речь, тем больше очков зарабатывает. С первой подсказки – 2 балла, со второй- 1 балл. За ответ на вопрос – 2 балла.

Затем я задаю вопрос, отвечая на который, необходимо «перевоплотиться» в своего героя, рассказать о его чувствах, причинах его поступков.

Задание капитану 1 команды

«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо»

Продолжение: «Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…» (Лиза Муромская)

Вопрос: Ваш отец, Лиза, сообщил Вам, что завтра у вас в доме будут обедать Берестовы. Какой была Ваша реакция?

Задание капитану 2 команды

«Раненый гусарский полковник, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни»

«Ему было около 26 лет…» «Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою..» (Бурмин)

Вопрос: Как произошло, что Вы обвенчались с незнакомой девушкой?

Задание капитану 3 команды

«Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным»

«Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью…» (Сильвио)

Вопрос: Вы, Сильвио, рассказываете о себе: «Я спокойно наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его). Я возненавидел его, стал искать с ним ссоры. Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки… я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость». Какова была реакция молодого человека? (Он вспыхнул и дал Сильвио пощечину)

Подведение итогов конкурса капитанов.

Конкурс шестой «Пишите письма»

Известно, что и в повести «Барышня-крестьянка», и в повести «Метель» герои обмениваются посланиями, находятся в переписке. Причем А.С. Пушкин часто не приводит целиком эти письма, а лишь передает их общий смысл.

Попытайтесь представить себя на месте пушкинских героев, перенестись в ту эпоху и написать эти письма. (2 балла за стиль, 2 балла за содержание, 2 балла за орфографию, 2 балла за пунктуацию)

Задание 1 команде

Повесть «Метель»: «Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников…»

Напишите письмо Владимира Николаевича Марье Гавриловне.

Задание 2 команде

Повесть «Метель»: Между тем барышня стала выздоравливать. Владимира давно не видно было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновенным приемом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою».

Напишите на выбор одно из писем: приглашение от имени родителей Марьи Гавриловны или ответ Владимира.

Задание 3 команде

Повесть «Барышня-крестьянка»: «С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды. Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели и тут же предлагал ей свою руку».

Напишите письмо от имени Алексея Берестова Акулине.

Конкурс седьмой «Кроссворд»

Пока команды будут сочинять письмо, мы проведем конкурс болельщиков. Решите кроссворд. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Конкурс восьмой «Самый внимательный (блиц-турнир)»

Каждая команда выбирает себе конверт, но открывает его только по сигналу. Читаете вопрос и тут же отвечаете на него. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Конверт 1

  1. Сколько лет Сильвио? ( Около 35)

  2. Из какого произведения отрывок: «Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков, например, об ожидании почтового дня»? («Выстрел»)

  3. С кем связана красная шапка с золотой кистью с галуном? (С Сильвио)

  4. О ком следующие слова: «умирала со скуки в этой варварской России»? (Мисс Жаксон)

  5. К какой повести эпиграфом являются слова Баратынского «Стрелялись мы»? («Выстрел»)

  6. Какую героиню автор называет “молодая преступница”? (Машу)

  7. Назовите имя пастуха, который сплел для Лизы Муромской лапти (Трофим)

  8. Как называлось село, в котором Владимир Николаевич и Марья Гавриловна собирались тайно венчаться? (Жадрино)

  9. Что читал Берестов-отец? («Сенатские ведомости»)

  10. Во что играли на именинах у поваровой жены? (В горелки)

Конверт 2

  1. Сколько лет прошло с тех пор, как Сильвио получил пощечину? (Шесть)

  2. Из какого произведения отрывок: «Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание»? («Барышня-крестьянка»)

  3. С кем связаны французские романы? (С Машей)

  4. О ком следующие слова: «рассказывает с вечными своими подробностями»? (Настя)

  5. К какой повести эпиграфом являются слова Жуковского «Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий…вот в сторонке божий храм виден одинокий…вдруг метелица кругом, снег валит клоками; черный вран, свистя крылом, вьется над санями…»? («Метель»)

  6. Какую героиню автор называет «молодая проказница»? (Лизу)

  7. Каким именем назвала себя Лиза, встретившись с Алексеем в роще? (Акулина)

  8. Как называлось имение Берестовых? (Тугилово)

  9. Что в повести «Барышня-крестьянка» сыграло роль почтового ящика? (Дупло старого дуба)

  10. Опишите кольцо, которое носил Алексей Берестов (Черное кольцо с изображением мертвой головы)

Конверт 3

  1. Что было изображено на печати, которой Марья Гавриловна запечатала свое письмо к родителям? (Два пылающих сердца)

  2. Из какого произведения отрывок: «Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зелёным сукном и устлан коврами»? («Выстрел»)

  3. С кем связано черное кольцо с изображением мертвой головы? (С Алексеем)

  4. О ком следующие слова: «набелённая и затянутая в рюмочку»? (Мисс Жаксон)

  5. К какой повести эпиграфом являются слова Богдановича «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»? («Барышня-крестьянка»)

  6. Кто из помещиков: Берестов или Муромский - слыл англоманом? (Муромский)

  7. Назовите кличку собаки Алексея Берестова (Сбогар)

  8. В каком селе жила Лиза? (В Прилучино)

  9. Перед побегом из дома с Владимиром Марья Гавриловна пишет письма. Кому они адресованы? (Подруге и родителям)

  10. Какого цвета был сарафан Лизы Муромской? (Синий)

Подведение итогов конкурсов шестого и седьмого. Объявление результатов игры.

Вручение грамот. Выставление пятёрок участникам победившей команды.

Заключительное слово учителя: Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам «Повестей Белкина» А.С.Пушкина. Каждая из них интересна по-своему, но все они объединены одной мыслью — необходимо в любых обстоятельствах оставаться человеком, помнить о своем человеческом достоинстве, заботиться о близких и бороться за свое счастье. Лев Николаевич Толстой писал (обращаемся к эпиграфу): «Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни...». Читайте Пушкина, перечитывайте и любите его!

Список использованной литературы

  1. Здорик Е.В. Игра-викторина по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина. 6 класс// Уроки литературы. Приложение - 2000 - № 4 - С. 14

  2. Лебёдкина Н. Ю. Литературная игра по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина (Интернет-ресурс)

  3. Перова И.Н. Урок-игра по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина (Интернет-ресурс)

  4. Серышева Е. И. Литературная игра "Умники и умницы" (по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина) (Интернет-ресурс)

  5. Яновская С. Литературная игра для 7-8 классов по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина// Литература - №25-26 – 2003 – С.30.



Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку