Грачёва Анастасия Александровна

  • 06 февраля
  • Просмотров: 499

Возраст: 26 лет

Должность: преподаватель отделения сольного пения

Квалификационная категория: I

Место работы: МБОУ ДОД ДШИ «Радуга» Татарского района Новосибирской области


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

Развитие вокальной техники, профессиональных музыкальных и исполнительских качеств ещё недостаточно для того, чтобы ученик стал певцом – художником. Он обязан обладать высокой общей и музыкально-исполнительской культурой, быть эстетически развитым, что невозможно без повседневной самостоятельной работы [9,58].

В.М. Зарудная

Исходя из своей педагогической практики, и изучая методическую литературу (прежде всего это работы - Л.Дмитриева, В.Морозова, А.Менабени, Ф.Заседателева и др.), прихожу к выводу, что существует область вокальной педагогики, которая изучена ещё не полностью. Она связана с организацией и эффективностью проведения образовательного процесса, а именно самостоятельной работы обучающегося. Не будет большим преувеличением сказать, что из всех проблем, связанных с воспитанием вокалиста, организация самостоятельных занятий является наименее исследованной. Это видно из анализа литературы по теории и методики вокальной педагогики, это отражается и в результативности практической деятельности.

Творчество и самостоятельность – два качества связанные самыми тесными узами. Но если самостоятельность без творчества возможна, то творчества без самостоятельности не бывает. Вместе с тем, самостоятельность – более широкое понятие.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя:

1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов - необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;

2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [2,151].

Самостоятельность, как свойство личности, всегда ценилась лучшими представителями музыкального искусства. Нет наставника, который не хотел бы видеть своего ученика уверенным, инициативным, творчески интересным и который, без подсказки педагога, легко справлялся с различными трудностями.

Но не всё так просто. Разберём причины, которые затрудняют воспитание самостоятельности вокалиста.

Первой причиной является - сложность формирования музыкального мышления. Ведь необходимо развить его составляющие – музыкальные способности, включающие музыкальную память, ритм и слух. Взрастить эмоциональную сферу, помогающую переживать содержание музыкального произведения, а также интеллектуальное развитие, которое включает в себя теоретическую базу.

Вторая причина отражает сложность обучения вокалиста. В сжатые сроки он должен овладеть системой базовых знаний, получить представление об общих закономерностях развития культуры и искусства, его стилевых особенностях, научиться самостоятельно работать, играть на фортепиано, заниматься сценическим движением и речью [1,8].

Третьей причиной является объективная трудность организации самостоятельных занятий вокалистов на начальном этапе обучения. Специфика вокальной техники такова, что, в отличие от инструменталистов, у которых исполнительский аппарат находится под внешним контролем, визуальным и слуховым, у вокалиста такая возможность резко ограничена. Он не только не «видит» свой певческий аппарат, но и слышит себя не так, как звучит на самом деле. Функции контроля и коррекции певческого голоса выполняет педагог, без которого обучающийся оказывается беспомощным. Поэтому, в отличие от инструменталистов, у которых большая часть времени приходится на самоподготовку, вокалисты работают над произведением преимущественно на уроках, с педагогом и концертмейстером [7, 15-16].

Указанные причины не только тормозят воспитание самостоятельности вокалистов, но и формируют устойчивые представления о содержании рабочего процесса, о функциях педагога и обучающегося в нём.

Какие же действия педагога лежат в основе самостоятельной работы вокалиста? В этом плане, его деятельность можно разделить на несколько взаимосвязанных задач.

1. Сформировать мотивацию для самостоятельных занятий, создать условия для формирования долгосрочных мотивов, учитывающих условия и требования будущей профессиональной работы (мотив, связанный с получением специальности и с дальнейшим продолжением обучения, мотив стать «знаменитым» и получить широкую известность)[5,248]. Помощь в формировании мотивов – забота педагога.

2. Наметить цели и задачи самостоятельной работы. Чрезвычайно важны локальные, тактические цели и задачи, которые проявляются в чётком формулировании домашнего задания. Вокалист точно должен знать над чем нужно работать, чтобы выполнить задание. Цели можно разделить на художественные (построение художественного образа музыкального произведения) и технические (освоение технической стороны вокального произведения, развитие певческого аппарата).

3. Вооружить ученика необходимыми для самостоятельной работы знаниями и умениями. Важнейшая роль принадлежит здесь теории исполнительства и методики обучения пению, а также вопросам организации самостоятельных занятий. В них сформулированы закономерности и принципы, опираясь на которые и педагог, и студент должны выстраивать свою учебную деятельность. Ведь, по справедливому замечанию А.Г. Молибог, «чем лучше организована самостоятельная работа, тем глубже знания» [6,179].

Для успешной самостоятельной работы необходимо познакомить певца с различными методами работы, с помощью которых будут достигаться цели, и решаться задачи. Если рассматривать процесс освоения музыкального произведения, то специальные методы обеспечат грамотный разбор нотного текста, быстрое и прочное его запоминание, решение многочисленных художественных и технических проблем. Научить практическому применению методов работы – важнейшая задача педагога.

4. Обеспечить адекватное функционирование обратных связей, позволяющих контролировать процесс самоподготовки и давать адекватную оценку получаемых результатов.

Исключительно велика роль обратной связи, опирающейся на слуховые ощущения. С одной стороны, с помощью слуха вокалист может получить информацию о работе певческого аппарата, с другой о степени достижения звуковой цели: точности, скорости исполнения, ровности их динамических и тембровых свойств, качество исполнения мотива, фразы.

Проверка домашнего задания – это тоже реализация обратной связи. Если в работе над вокальным произведением обратная связь контролирует процесс достижения цели, то контроль выполнения задания, полученного на предыдущем уроке, становится мощным мотиватором, стимулирующим самостоятельную деятельность вокалиста. На главные позиции выступает сформулированное педагогом задание, и тот результат, который был достигнут ребёнком в процессе самостоятельной работы.

В значительной степени учебный процесс контролируется на академических концертах, зачётах, экзаменах и других контрольных точках.

5. Создать нужные условия для проведения самостоятельной работы. Вокалист должен иметь свободное время для самоподготовки. Важно, чтобы он не был утомлённым, чтобы у него была соответствующая бытовая обстановка. В этом плане помогут советы педагога по рациональному распределению своего времени, удобное расписание, анализ объёма предполагаемой работы на месяц, четверть, полугодие – и планирование в связи с этим, своей занятости.

Немаловажен и такой фактор, как успешность самостоятельной работы, который зависит от чёткой формулировки задания, поэтапного инструктажа и «неотвратимости» контроля его выполнения педагогом. Педагог «должен значительную часть работы на самом уроке строить так, чтобы ход и последовательность этой работы были образцом того, что ученик должен делать дома» - говорил А.П. Щапов [8,44].

В своей практике применяю следующие виды самостоятельной работы:

1. «Полусамостоятельный». Педагог на уроке «в большей или меньшей мере предоставляет инициативу ученику, а на себя берёт функции наблюдателя и помощника» [8,86]. Например, обучающийся получает задание: сейчас, прямо в классе в течение 10-15 минут самостоятельно выучить наизусть фрагмент произведения, исправить неверную интонацию или достичь плавного звуковедения и т.д.

2. Словесный отчёт о выполненном задании. Такой отчёт поможет формированию алгоритмов проведения самостоятельной работы и должен включать не только описание её хода, но и обоснование применения того или иного метода, порядка, последовательности выполнения заданий.

3. Включение в программу обучения произведений для самостоятельной работы и дальнейшей сдачи его на зачёте или экзамене. Этот вид деятельности необходимо начинать с младших курсов и постоянно расширять к старшим.

В заключении надо отметить, что измениться должно отношение к содержанию образовательного процесса, к тем функциям, которые выполняет педагог. Он не должен учить, а помочь ребёнку научиться.

Объектом пристального внимания и анализа должно стать не только то, что происходит на уроке, но и самостоятельная работа вокалиста, которая должна стать главным средством его развития. Самостоятельная работа, в процессе которой развиваются индивидуальность, активность, изучение самого себя, анализ качества звучания и правильность совершённых движений, осмысление причинно-следственных связей, логика музыкального мышления и другие элементы, является наиболее важным звеном освоения вокального искусства. Подготовка обучающегося к ней, умелая её организация и контроль - это то, что способно резко повысить результативность обучения.

Список используемой литературы

1. Герсамия И.Е. Проблемы психологии творчества певца. Автореф. канд. дисс. Киев, 1988. - 262 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. - 204 с.

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. - 366 с.

4. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. - 281 с.

5. Менабени А.Г. Самостоятельная работа студентов при обучении сольному пению. – М.: Музгиз, 1976. - 261 с.

6. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1975. - 296 с.

7. Сраджев В.П. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения. – М.: ООО Прогресс, 2011. - 208 с.

8. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-XXI, 2002. - 176 с.

9. Яковлева. А.С. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск. – М.: Музыка, 1984. - 212 с.


Комментарии

  • 10 февраля 2014 г.
    Здравствуйте, Анастасия Александровна!

    Для вокальной педагогики тема воспитания самостоятельности вокалиста является актуальной. Это свойство является базовым для формирования художественного мышления певца, без которого его искусство превращается в ремесло, а эффективная профессиональная деятельность становится невозможной.
    В своей статье Вы доступно объясняете связь самостоятельности и творчества, указываете причины, которые затрудняют воспитание самостоятельности вокалиста. А также перечисляете и раскрываете задачи деятельности педагога по формированию навыков самостоятельной работы вокалиста. Положительной характеристикой Вашей статьи является то, что Вы приводите виды самостоятельной работы, которые применяете в своей педагогической деятельности. Хотелось бы Вам пожелать, подготовить к Вашей статье мультимедийную презентацию.

    С уважением, Бакотина Юлия Владимировна.
  • 11 февраля 2014 г.
    Здравствуйте!Огромное спасибо за Ваш комментарий.Я обязательно воспользуюсь Вашим советом!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку