Разработка урока по теме: « Экологическая ситуация моего села»

  • 20 февраля
  • Просмотров: 855

ФИО участника: Ибрагимова Галина Евгеньевна  

Должность: преподаватель

Квалификационная категория: высшая

Место работы: ГБОУ СПО КУШНАРЕНКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация (краткое описание работы): В новых ФГОС особое внимание уделяется методу проектов как решающему фактору в формировании у обучающегося умения учиться. Структура учебного и исследовательского проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, формируются задачи, выдвигаются гипотезы и пути решения. Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает: работу с дополнительной литературой и материалами средств массовой информации, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, видеоматериалов. После проведенной работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты, готовит коллективное выступление перед классом по определенному плану. На завершающем этапе заслушивается отчет групп в форме защиты проектов, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы. Предлагаемый учебный исследовательский проект «Экологическая ситуация моего села» рассчитан на 4 урока.


РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ:

«Экологическая ситуация моего села»

Преподаватель Ибрагимова Г.Е

Кушнаренково - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ МОЕГО СЕЛА

ЦЕЛЬ: Формирование у студентов системы знаний о природе, обществе, процессе их взаимодействия, осуществления межпредметных связей, реализация деятельного подхода по изучению и охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Развитие самостоятельности учащихся, их творческих способностей, формирование общеучебных умений и навыков.

Основными этапами работы над проектом являются:

Этапы работы

Содержание

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с преподавателем и получают при необходимости информацию, устанавливают целей

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей

Планирова-ние

а) Определение источников информации;

б) Определение способов сбора и анализа информации;

в) Определение способа представления результатов;

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) Разделение задач (обязанностей между членами команды)

Вырабатывают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Исследова-ние

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдение, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Результаты и (или) выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Анализирует информацию

Наблюдает, советует

Представление (или отчет)

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Отчитывают, обсуждают результаты

Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника

Оценка результатов и процесса в целом

Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета

На первом уроке сообщается тема исследования и ставится проблема исследования. Затем демонстрируется видеофильм о селе Кушнаренково. Студенты обращают внимание на предприятия и отрасли промышленности, имеющиеся в селе, какие экологические проблемы (загрязнение атмосферы, водоемов, почвы и др.) возможны. В ходе просмотра и дискуссии определяется значимость представляющей работы, каждый студент формирует тему, над изучением которой ему хотелось бы работать.

В процессе обсуждались вопросы: какое влияние оказывает человек на окружающую среду, как человек использует природные ресурсы, какое влияние оказывает на водные экосистемы? Что можно сделать, чтобы сократить воздействие антропогенных факторов на окружающую среду?

Студентам предлагается заполнить анкету, результаты которой имеются в приложении №1

Затем студенты определяют основные направления предстоящего исследования и формулируются темы:

1. Роль антропогенных факторов в загрязнении гидросферы.

2. Роль антропогенных факторов в загрязнении атмосферы.

3. Роль антропогенных факторов в загрязнении почвы.

4. Воздействие антропогенных факторов на окружающую среду и пути сокращения их воздействия.

Студенты делятся на подгруппы по 5-7 человек и распределяют задание внутри подгруппы. Каждая подгруппа получает папку с заданиями в виде инструкции по выполнению проекта, список литературы и списки лабораторного оборудования.

1. «Роль антропогенных факторов в загрязнении гидросферы»

Вопросы для организации самостоятельной работы:

1. Какими особенностями обладает водная среда обитания и как человек воздействует на нее?

2. Какие основные источники загрязнения воды вам известны?

3. В чем заключается рациональное использование воды?

4. Определите, какие изменения береговой зоны реки Белой произошли в последние несколько лет?

5. Определите какие виды мусора (бумаги, стекло, металл, полиэтилен и т.д.) чаще всего встречаются вдоль береговой зоны?

Темы докладов:

1. Вода необходимое условие существования живых существ.

2. Источники загрязнения водоемов села Кушнаренково

3. Биоиндикация пресных водоемов

4. Способы очистки воды. Очистные сооружения села Кушнаренково

5. Результаты исследования качества питьевой воды села Кушнаренково

2. Роль антропогенных факторов в загрязнении атмосферы

Вопросы для организации самостоятельной работы студентов:

1. Каковы особенности негативного влияния на атмосферу транспорта ?

2. Назовите причины вызывающие разрушение озонового слоя Земли, выпадения кислотных осадков, образования смога.

3. Какое защитное значение имеет атмосфера для биосферы?

4. Каковы важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы?

5. Какие существуют стандарты по охране атмосферного воздуха?

Темы докладов:

1. Основные источники загрязнения воздуха в селе Кушнаренково.

2. Негативное влияние на атмосферу транспорта.

3. Основные мероприятия, проводимые по защите и охране воздуха от загрязнения.

4. Каким воздухом мы дышим?

3. Роль антропогенных факторов в загрязнении почвы.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Как распределены земельные ресурсы в Кушнаренковском районе ?

2. Перечислите основные группы почвенных загрязнителей.

Темы докладов:

1. Каковы пути попадания загрязнении в почву?

2. Возможность вторичного использования материалов для уменьшения количества мусора и сокращения загрязнения почвы.

4. Состав и свойства почв Кушнаренковского района. Экологическая оценка почв.

4. Воздействие антропогенных факторов на окружающую среду и пути сокращения их воздействия

Студентами разрабатывается опросный лист для проведения анкетирования в целях выявления мнения жителей села по вопросам охраны окружающей среды.

Пожалуйста, ответьте: «да», «нет» или «не знаю» на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы, что наш район замусорен? _________

2. Влияет ли засоренность на красоту нашего района? __________

3. Влияет ли засорённость на здоровье жителей нашего района? _______

4. Дорого ли обходится очистка района от мусора? __________

5. Приходилось ли вам обращаться в полицию с жалобой на замусоривание? _________

Следующие вопросы предполагают многовариантные ответы.

Как вы считаете, какие места нашего села больше всего замусорены?

__________школы

__________улицы

__________ торговые центры

__________частные владения

_________скверы

_________прочее

Как вы считаете, кто больше всего мусорит?

________ученики младших классов

_________старшеклассники

_________молодежь

_________взрослые

Что вы выбросили, не задумываясь, в общественном месте?

_________ пустую картонную коробку

_________ прочитанную газету

_________пустую бутылку

_________обертку от жевательной резинки

_________ что-либо другое

_________ вообще ничего

С каким из следующих утверждении вы согласны?

_________ Полиция не должна обращать внимание на тех, кто мусорит

_________ Полиция должна обращать внимание только на злостных «мусорщиков»

__________ Полиция должна строго следить за выполнением законов, запрещающих мусорить

Что, по вашему мнению, является главной причиной замусоривания нашего села?

Что бы вы предложили для решения проблемы загрязнения нашего села?

Второй урок – посвящен обсуждению в подгруппах собранию материала. Студенты выполняют практические работы по экспресс – анализу воды, воздуха, почв. В своей работе студенты опираются на исследовательские методы (наблюдение, эксперимент, статистическая обработка данных и т.д.) Всей подгруппой обсуждаются промежуточные результаты. Студенты рассматривают различные точки зрения на изучаемую проблему и оценивают полученные результаты.

На третьем уроке работа в подгруппах продолжается. Большое внимание уделяется обобщению собранной информации. Проводятся итоги, проведенных исследований, формулируются выводы, оформляются результаты и готовятся выступления для защиты проектов.

Подготовка к защите проекта требует выполнения домашних заданий (изготовления стендов, плакатов и т.д.)

Четвертый урок посвящен защите проектов по подгруппам с демонстрации подготовленных наглядных материалов. Выступление каждой подгруппы длится 7-8 минут.

По ходу выступлений групп студенты заполняют итоговую таблицу

Проблема

Причины возникновения проблемы

Возможные пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

Загрязнение водоемов

Загрязнение почвы

Обязательным этапом является оценка работы студентов. Она может осуществляться по следующим критериям: активное участие всех членов группы в реализации проекта; объем изученного материала и качество анализа собранной информации; соответствие оформления результатов работы стандартным требованиям; качество сообщения о результатах проекта; убедительность ответов на вопросы по докладу; полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы; достижение поставленных целей.

2013 год – объявлен в Башкортостане годом охраны окружающей среды. При работе с проектами студентами были предложены меры по охране природы в селе Кушнаренково. Разработан план по снижению антропогенного воздействия на биосферу. В числе самых действенных мер по наведению порядка студенты видят в необходимости проведения субботников по благоустройству территории района и своего колледжа, озеленение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бирюкова Н.А. Основы экологии. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

2. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С., и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2011.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: М.: АРКТИ, 2005.

4. Сивоглазов В.И. , Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России: Книга для учителя, 2-е изд. – М.: АО МДС, 2011.

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку