(при регистрации статус «гость» меняется на статус «зарегистрированный пользователь»)
- вы сможете принимать участие в любом мероприятии, проводимом порталом;
- вы сможете комментировать опубликованные работы других участников;
- вы сможете общаться на форуме сайта;
- вы сможете принимать участие в голосованиях проекта;
- вы сможете публиковать свои творческие работы;
- вы сможете заказать любые поощряющие документы;
- вы сможете опубликовать свои новости и многое другое…
Поэтому… Присоединяйтесь!
Ф.И.О. участника: Матвеева Юлия Валерьевна
Должность: преподаватель фортепиано |
|
|||||
Место работы: МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 имени М.П.Мусоргского» г. Великие Луки |
|
|||||
Квалификационная категория: первая
|
Развитие интереса к занятиям музыкой как условие успешного обучения пианистов
Матвеева Юлия Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД
«Детская музыкальная школа №1 имени М.П.Мусоргского»
г. Великие Луки, Псковская область
Интерес к занятиям музыкой является необходимым условием для успешного обучения и воспитания юного пианиста.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах проявляются две индивидуальности
Большая роль в воспитании учащихся отводится учителю, как уже сложившейся личности. Каким же должен быть учитель? Он должен обладать большими знаниями, кроме того, личным обаянием и способностью оказывать влияние на индивидуальность ребенка; имеет значение его личная культура и тактичное поведение, ровное и справедливое отношение ко всем своим ученикам. Исключительно важной чертой личности воспитателя является искусство поддерживать интерес учащегося к труду и игре на музыкальном инструменте, пробуждать в ребёнке страстное желание к преодолению всех трудностей и достижению поставленной цели. «Основное же условие успеха в работе с детьми - это любовь к детям» (В.А. Сухомлинский). Ученики простят учителю вспыльчивость, резкость, если они идут от желания, чтобы ученик играл хорошо. Но ученики ненавидят учителей равнодушных. «Если Вы не любите детей, откажитесь от профессии учителя» - читаем мы у А.Б.Гольденвейзе
Дети приходят на первый урок музыки с большим интересом, любовью к миру звуков, с искренним желанием хорошо учиться, что является, как говорил Сухомлинский, «ярким огоньком, озаряющим весь смысл жизни». Только от преподавателя зависит, как он сможет распорядиться этим естественным желанием ученика.
Ребенок с момента прихода в школу имеет свой, пусть не богатый, музыкальный опыт: это считалочки, детские песенки, разученные дома или в детском саду, он знает музыку, услышанную по радио или телевидению. Ребёнок пришел заниматься музыкой, которая в его представлении связана с песней, танцем, маршем. Но бывает, к сожалению так, что ребёнку предлагают на первых уроках запомнить трудные, непонятные названия (клавиатура, октава, иногда даже субконтроктава), выучить ноты скрипичного и басового ключей, заставляют следить за посадкой, постановкой рук - т.е. всё то, что не связано с его представлением о музыке. Интерес, естественно, в таких случаях пропадает.
Редкий ребёнок способен терпеливо и добросовестно работать над техническими упражнениями. Если он увлечён какой-нибудь пьесой, он не только усердно работает над вспомогательными к ней упражнениями, предложенными педагогом, но иногда и сам изыскивает способы преодоления трудностей. Такое проявление творческой инициативы учащегося нужно всячески поощрять.
Какие задачи должен ставить педагог при работе с детьми?
Основной целью является на первых порах не обучение фортепианной игре как таковой, а воспитание музыканта, «фортепьянная игра - только средство», - писал С.И.Савшинский.
В первоначальных занятиях педагогу следует музыкально развивать учащегося: это и повторение сыгранных преподавателем звуков, мотивов, разучивание новых песен, подбор и транспонирование
Успешному овладению игре на инструменте, музыкальному развитию учащегося на начальном этапе обучения помогут книги Б.Баренбойма «Путь к музицирование», Б.Милича «Маленький пианист», И. Корольковой «Крохе музыканту», и другие. В них очень красочно, в увлекательной форме, на интересном музыкальном материале происходит знакомство с нотами скрипичного и басового ключей, ритмом, динамическими оттенками и т.д.
Что касается учащихся младших классов, то в основной своей массе, они впечатлительны, эмоциональны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнение заданий, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально - слуховые представления отличаются конкретностью восприятия музыкальных образов, возможностью сосредоточить внимание на коротких, лаконичных по структуре музыкальных произведениях.
Успехи в обучении младших школьников определяются не только своевременным распознаванием врожденных задатков и исполнительских способностей ученика, но и умелым выбором репертуара. Педагог должен «пробовать» ученика на различном музыкальном материале, изучать, к чему у него "лежит" душа, на что проявляется лучшая эмоциональная реакция. Следует воспитывать ученика на созвучном материале, развивать его лучшие качества, избавлять от недостатков.Нужн
Композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело воспитания юных пианистов, создав большую художественно-пе
В своей педагогической практике я стараюсь подбирать пьесы, соответствующие всему вышеперечисленно
Мир сказок представлен в пьесах:
1.Л.Шитте. Танец гномов. (12; 18)
Трёхчастная форма, много параллельного движения, удобная квинта в аккомпанементе левой руки - это предпосылки для быстрого разбора и освоения произведения. Короткие лиги, острое колючее стаккато, множество акцентов в середине, яркая динамика помогают созданию образа.
2. П. Цильхер. У гномов. (12; 46)
Эта пьеса противоположна предыдущей - использование верхних регистров, динамика от P до mp , лёгкое, острое стаккато создают образ "блуждающих огоньков в подземелье", "весёлых, подвижных, жизнерадостных гномов".
3. В. Ходош. Золотой петушок. (11; 9)
Пьеса, написанная по сказке А.С.Пушкина, имеет яркое вступление и заключение. Наличие "остинато" в левой руке способствует быстрому освоению произведения. Яркая мелодия передает образ петушка. Разнообразие оттенков делает пьесу запоминающейся и интересной.
Мир природы представлен в пьесах:
1. Б.Берлин. Обезьянки на дереве. (7; 142)
Трёхчастная форма с изложенной в унисон серединой удобна для разбора. Трудность заключается в частой смене размера, поэтому я предлагаю эту пьесу начинать разбирать в классе с педагогом. Использование разных регистров способствует активизации внимания и помогает освоить клавиатуру.
2.Э.Сигмейстер. Обезьяньи проделки. (6; 14)
В этой пьесе продолжается освоение клавиатуры. Резкие внезапные акценты на повторяющемся материале создают впечатление синкопированного ритма.
3. Е.Данильян. Гарцующие пони. (4; 5)
Эта мягкая изящная музыка, простая незатейливая мелодия нравится почти всем детям. Быстрому освоению произведения способствует трёхчастная форма, разложенные повторяющиеся аккорды в левой руке.
4.Канэда Бин. Два настроения: «После полудня летом» и «Спокойная ночь осенью». (11; 30)
Две контрастные пьесы можно рекомендовать исполнять парой. Это научит перестраиваться эмоционально, менять манеру звукоизвлечения, прослушивать довольно необычные гармонии. В пьесе " Спокойная ночь осенью" использование педали помогает раскрытию образа осенней ночи.
5.Ю.Весняк. Воробышек. (7; 28)
Мелодия этой пьесы необыкновенно привлекательна. Аккомпанемент достаточно труден для маленьких учеников, над ним следует поработать отдельно.
Мир детских игр представлен в пьесах:
1. И. Королькова. Догонялки ( этюды). (5; 18)
На простом нотном материале проходит изучение длительностей в различных ритмических группировках, развивается ловкость при передаче мелодии из одной руки в другую.
2. Ж.Дандло. Деревянные лошадки. (11; 45)
Это простенький незатейливый вальс. Удобная фактура для маленькой руки позволяет включить эту пьесу в репертуар разных учеников. В то же время она позволяет поработать над различными штрихами, познакомиться с вальсовым аккомпанементом.
3. Т. Кулиев. Сева с велосипедом. (1; 3)
Эта яркая образная, "заводная" пьеса близка и понятна всем детям. Простая фактура, наличие повторений способствуют быстрому выучиванию, развитию навыков самостоятельной работы, Эта пьеса с удовольствием исполняется и хорошо слушается на концертах.
4. В. Лессер. Выходной день. (10; 31)
Эта джазовая пьеса дает простор фантазии для создания образа. Я предлагаю рассматривать движение четвертями в левой руке как шаг взрослого человека, а пунктирный ритм в правой, как подпрыгивающего, непоседливого ребенка. Таким образом, этот непростой ритм усваивается легко и просто.
Некоторые дети до определённого возраста не обнаруживают достаточно развитого воображения. Это выражается в том, что музыкальный образ не вызывает у них живого, эмоционального отклика. В таких случаях не нужно преждевременно выносить суждение об отсутствии у них творческого начала. Не следует также маскировать кажущееся отсутствие его и натаскиванием добиваться искусственно выразительного исполнения, при котором ученик не передает собственные эмоции, а лишь подражательно старается запомнить малейшие динамические и агогические нюансы, которые педагог ему внушает. Такая "заученная" выразительная игра мешает ученику проникнуть в содержание музыкального произведения и задерживает раскрытие его эмоциональной сферы. Для того чтобы расшевелить дремлющее творческое воображение ученика, педагогу следует самому исполнять доступные детям произведения. Полезно вместе с ними рассматривать музыкально-выраз
Для того, чтобы привить учащемуся любовь к работе и целеустремлённос
Ученик должен знать, какие интересные произведения ему предстоит учить - это повысит желание заниматься, направит его мысли на музыку, которую ему хочется послушать, поучить самому. Полезно дать ученику какое-либо особо привлекающее его произведение, работа над ним часто оказывается плодотворной не только для пианистического развития, но и для воспитания настойчивости, умения заниматься.
Для того, чтобы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для успешных занятий музыкой «ученик должен упражняться во многом, к чему он сам по себе вовсе не расположен» ( Ян Достал).
На начальном этапе обучения основной задачей педагога является умелое сочетание игры с элементами труда и здесь уместно всячески поощрять домашнее музицирование учащихся, когда ребенок у рояля проводит значительно больше времени, занимаясь повторением ранее пройденных произведений, разбором новых произведений, чтением с листа, подбором песен, аккомпанемента к ним.
Если ребенок играет то, что хочет сам, он быстро прогрессирует. Следует с самого начала включать в игровое музицирование учащегося определенные обязательные задания: поставить верную аппликатуру, разобраться с ритмическим рисунком, динамическими оттенками, разбором, знаками тональностей. Со временем, используя любовь ученика к музыке надо научить его воспринимать эти задания как нечто желательное и привлекательное. Так занятия перерастают в увлечение.
Важно научить детей работать, любить труд. Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится не интересным. Если же ребенок не видит успехов в своём труде, то у него пропадает желание учиться. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение! Без него учение превращается для детей в тягость» - писал В.А.Сухомлинский
Так же важно не скупиться на заслуженное поощрение, т.к. поощрение наилучшим образом поддерживает волю к труду. Трудности, если они преодолимы, и если преодоление их вознаграждается достижением целей, воспитывает характер и волю.
Говоря о развитии интереса учащихся к занятиям музыкой, хочется сказать об участии детей в концертах в качестве солиста, участника ансамбля, оркестра. Ученик в случае удачного выступления получает большой эмоциональный заряд, стремится к дальнейшим выступлениям. В случае же неудачного выступления, появляется желание реабилитироватьс
Список используемой литературы
1.Альбом Джамили /Сост.Т.Кулиев. – М., 2010.
2.Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – Спб., 2005.
3. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. – М., 1969.
4.Данильян Е. Сборник фортепианных пьес. – Тетрадь 3. – М., 2005.
5.Королькова И.С. Крохе – музыканту. Нотная азбука для маленьких. – Ростов-н/Д., 2004. – Ч. 2.
6.Малыш и американская музыка /Сост. В.Дулова. – Спб., 2005.
7.Новая школа игры на фортепиано /Сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов-н/Д., 2011.
8.Савшинский С.И. Пианист и его работа. – М., 2002.
9.Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением: Метод.пособие. - М., 2004.
10.Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей.
- Тетрадь 3. – М., 1992.
11.Фортепианная музыка для детей 1 – 5 кл. ДМШ /Сост. Б.Грач. – Спб., 1974.
12.Ходош В.С. Пьесы и ансамбли для фортепиано. – Ростов-н/Д., 2010.
13.Юному пианисту. Пьесы для детей 1 – 3 кл. ДМШ /Сост. Б.Грач. – Спб., 1976.
Комментарии