«Развитие интереса к занятиям музыкой как условие успешного обучения пианистов»

  • 16 января
  • Просмотров: 1003

Ф.И.О. участника: Матвеева Юлия Валерьевна

Должность:

преподаватель фортепиано

Место работы:

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1 имени М.П.Мусоргского» г. Великие Луки

Квалификационная категория:

первая

Название работы:

«Развитие интереса к занятиям музыкой как условие успешного обучения пианистов»

Аннотация (краткое описание работы):

Интерес к занятиям музыкой является необходимым условием для успешного обучения и воспитания юного пианиста. В процессе обучения игре на музыкальном инструменте проявляются две индивидуальности: преподаватель и ребёнок. Основная цель их взаимодействия на первых порах не обучение фортепианной игре как таковой, а воспитание музыканта посредством яркого и разнообразного музыкального материала.

Развитие интереса к занятиям музыкой как условие успешного обучения пианистов

Матвеева Юлия Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД

«Детская музыкальная школа №1 имени М.П.Мусоргского»

г. Великие Луки, Псковская область

Интерес к занятиям музыкой является необходимым условием для успешного обучения и воспитания юного пианиста.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах проявляются две индивидуальности: преподаватель и ребёнок.

Большая роль в воспитании учащихся отводится учителю, как уже сложившейся личности. Каким же должен быть учитель? Он должен обладать большими знаниями, кроме того, личным обаянием и способностью оказывать влияние на индивидуальность ребенка; имеет значение его личная культура и тактичное поведение, ровное и справедливое отношение ко всем своим ученикам. Исключительно важной чертой личности воспитателя является искусство поддерживать интерес учащегося к труду и игре на музыкальном инструменте, пробуждать в ребёнке страстное желание к преодолению всех трудностей и достижению поставленной цели. «Основное же условие успеха в работе с детьми - это любовь к детям» (В.А. Сухомлинский). Ученики простят учителю вспыльчивость, резкость, если они идут от желания, чтобы ученик играл хорошо. Но ученики ненавидят учителей равнодушных. «Если Вы не любите детей, откажитесь от профессии учителя» - читаем мы у А.Б.Гольденвейзера.

Дети приходят на первый урок музыки с большим интересом, любовью к миру звуков, с искренним желанием хорошо учиться, что является, как говорил Сухомлинский, «ярким огоньком, озаряющим весь смысл жизни». Только от преподавателя зависит, как он сможет распорядиться этим естественным желанием ученика.

Ребенок с момента прихода в школу имеет свой, пусть не богатый, музыкальный опыт: это считалочки, детские песенки, разученные дома или в детском саду, он знает музыку, услышанную по радио или телевидению. Ребёнок пришел заниматься музыкой, которая в его представлении связана с песней, танцем, маршем. Но бывает, к сожалению так, что ребёнку предлагают на первых уроках запомнить трудные, непонятные названия (клавиатура, октава, иногда даже субконтроктава), выучить ноты скрипичного и басового ключей, заставляют следить за посадкой, постановкой рук - т.е. всё то, что не связано с его представлением о музыке. Интерес, естественно, в таких случаях пропадает.

Редкий ребёнок способен терпеливо и добросовестно работать над техническими упражнениями. Если он увлечён какой-нибудь пьесой, он не только усердно работает над вспомогательными к ней упражнениями, предложенными педагогом, но иногда и сам изыскивает способы преодоления трудностей. Такое проявление творческой инициативы учащегося нужно всячески поощрять.

Какие задачи должен ставить педагог при работе с детьми?

Основной целью является на первых порах не обучение фортепианной игре как таковой, а воспитание музыканта, «фортепьянная игра - только средство», - писал С.И.Савшинский.

В первоначальных занятиях педагогу следует музыкально развивать учащегося: это и повторение сыгранных преподавателем звуков, мотивов, разучивание новых песен, подбор и транспонирование, слушание музыки и движение под музыку. Лишь постепенно вводится подготовка к игровым движениям, вводится игра по нотам.

Успешному овладению игре на инструменте, музыкальному развитию учащегося на начальном этапе обучения помогут книги Б.Баренбойма «Путь к музицирование», Б.Милича «Маленький пианист», И. Корольковой «Крохе музыканту», и другие. В них очень красочно, в увлекательной форме, на интересном музыкальном материале происходит знакомство с нотами скрипичного и басового ключей, ритмом, динамическими оттенками и т.д.

Что касается учащихся младших классов, то в основной своей массе, они впечатлительны, эмоциональны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнение заданий, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально - слуховые представления отличаются конкретностью восприятия музыкальных образов, возможностью сосредоточить внимание на коротких, лаконичных по структуре музыкальных произведениях.

Успехи в обучении младших школьников определяются не только своевременным распознаванием врожденных задатков и исполнительских способностей ученика, но и умелым выбором репертуара. Педагог должен «пробовать» ученика на различном музыкальном материале, изучать, к чему у него "лежит" душа, на что проявляется лучшая эмоциональная реакция. Следует воспитывать ученика на созвучном материале, развивать его лучшие качества, избавлять от недостатков.Нужно правильно чередовать более лёгкий и более сложный материал. Более сложный позволит выявить предел возможности ученика, а на более лёгком ученик сможет проявить полностью свои исполнительские качества.

Композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело воспитания юных пианистов, создав большую художественно-педагогическую литературу для детей. Для большинства этих произведений характерны: образность музыкальной ткани, лаконичность и чёткость музыкальной формы, предельная конкретность выразительных средств музыкального языка, необычайная доступность пианистического изложения, соответствующего возрастным свойствам детской моторики.

В своей педагогической практике я стараюсь подбирать пьесы, соответствующие всему вышеперечисленному. Детям наиболее близок мир сказок, окружающей природы, детских игр.

Мир сказок представлен в пьесах:

1.Л.Шитте. Танец гномов. (12; 18)

Трёхчастная форма, много параллельного движения, удобная квинта в аккомпанементе левой руки - это предпосылки для быстрого разбора и освоения произведения. Короткие лиги, острое колючее стаккато, множество акцентов в середине, яркая динамика помогают созданию образа.

2. П. Цильхер. У гномов. (12; 46)

Эта пьеса противоположна предыдущей - использование верхних регистров, динамика от P до mp , лёгкое, острое стаккато создают образ "блуждающих огоньков в подземелье", "весёлых, подвижных, жизнерадостных гномов".

3. В. Ходош. Золотой петушок. (11; 9)

Пьеса, написанная по сказке А.С.Пушкина, имеет яркое вступление и заключение. Наличие "остинато" в левой руке способствует быстрому освоению произведения. Яркая мелодия передает образ петушка. Разнообразие оттенков делает пьесу запоминающейся и интересной.

Мир природы представлен в пьесах:

1. Б.Берлин. Обезьянки на дереве. (7; 142)

Трёхчастная форма с изложенной в унисон серединой удобна для разбора. Трудность заключается в частой смене размера, поэтому я предлагаю эту пьесу начинать разбирать в классе с педагогом. Использование разных регистров способствует активизации внимания и помогает освоить клавиатуру.

2.Э.Сигмейстер. Обезьяньи проделки. (6; 14)

В этой пьесе продолжается освоение клавиатуры. Резкие внезапные акценты на повторяющемся материале создают впечатление синкопированного ритма.

3. Е.Данильян. Гарцующие пони. (4; 5)

Эта мягкая изящная музыка, простая незатейливая мелодия нравится почти всем детям. Быстрому освоению произведения способствует трёхчастная форма, разложенные повторяющиеся аккорды в левой руке.

4.Канэда Бин. Два настроения: «После полудня летом» и «Спокойная ночь осенью». (11; 30)

Две контрастные пьесы можно рекомендовать исполнять парой. Это научит перестраиваться эмоционально, менять манеру звукоизвлечения, прослушивать довольно необычные гармонии. В пьесе " Спокойная ночь осенью" использование педали помогает раскрытию образа осенней ночи.

5.Ю.Весняк. Воробышек. (7; 28)

Мелодия этой пьесы необыкновенно привлекательна. Аккомпанемент достаточно труден для маленьких учеников, над ним следует поработать отдельно.

Мир детских игр представлен в пьесах:

1. И. Королькова. Догонялки ( этюды). (5; 18)

На простом нотном материале проходит изучение длительностей в различных ритмических группировках, развивается ловкость при передаче мелодии из одной руки в другую.

2. Ж.Дандло. Деревянные лошадки. (11; 45)

Это простенький незатейливый вальс. Удобная фактура для маленькой руки позволяет включить эту пьесу в репертуар разных учеников. В то же время она позволяет поработать над различными штрихами, познакомиться с вальсовым аккомпанементом.

3. Т. Кулиев. Сева с велосипедом. (1; 3)

Эта яркая образная, "заводная" пьеса близка и понятна всем детям. Простая фактура, наличие повторений способствуют быстрому выучиванию, развитию навыков самостоятельной работы, Эта пьеса с удовольствием исполняется и хорошо слушается на концертах.

4. В. Лессер. Выходной день. (10; 31)

Эта джазовая пьеса дает простор фантазии для создания образа. Я предлагаю рассматривать движение четвертями в левой руке как шаг взрослого человека, а пунктирный ритм в правой, как подпрыгивающего, непоседливого ребенка. Таким образом, этот непростой ритм усваивается легко и просто.

Некоторые дети до определённого возраста не обнаруживают достаточно развитого воображения. Это выражается в том, что музыкальный образ не вызывает у них живого, эмоционального отклика. В таких случаях не нужно преждевременно выносить суждение об отсутствии у них творческого начала. Не следует также маскировать кажущееся отсутствие его и натаскиванием добиваться искусственно выразительного исполнения, при котором ученик не передает собственные эмоции, а лишь подражательно старается запомнить малейшие динамические и агогические нюансы, которые педагог ему внушает. Такая "заученная" выразительная игра мешает ученику проникнуть в содержание музыкального произведения и задерживает раскрытие его эмоциональной сферы. Для того чтобы расшевелить дремлющее творческое воображение ученика, педагогу следует самому исполнять доступные детям произведения. Полезно вместе с ними рассматривать музыкально-выразительные средства, которыми композитор передал содержание пьесы. Необходимо вызвать в душе ребенка живой отклик, искать пути, которые усилили бы его эмоциональное восприятие и вызвали бы к действию его творческую волю.

Для того, чтобы привить учащемуся любовь к работе и целеустремлённость, очень важно, чтобы у него было желание работать именно над данным произведением. Своими показами, беседами об авторе, о самом произведении, педагог может стимулировать интерес ученика.

Ученик должен знать, какие интересные произведения ему предстоит учить - это повысит желание заниматься, направит его мысли на музыку, которую ему хочется послушать, поучить самому. Полезно дать ученику какое-либо особо привлекающее его произведение, работа над ним часто оказывается плодотворной не только для пианистического развития, но и для воспитания настойчивости, умения заниматься.

Для того, чтобы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для успешных занятий музыкой «ученик должен упражняться во многом, к чему он сам по себе вовсе не расположен» ( Ян Достал).

На начальном этапе обучения основной задачей педагога является умелое сочетание игры с элементами труда и здесь уместно всячески поощрять домашнее музицирование учащихся, когда ребенок у рояля проводит значительно больше времени, занимаясь повторением ранее пройденных произведений, разбором новых произведений, чтением с листа, подбором песен, аккомпанемента к ним.

Если ребенок играет то, что хочет сам, он быстро прогрессирует. Следует с самого начала включать в игровое музицирование учащегося определенные обязательные задания: поставить верную аппликатуру, разобраться с ритмическим рисунком, динамическими оттенками, разбором, знаками тональностей. Со временем, используя любовь ученика к музыке надо научить его воспринимать эти задания как нечто желательное и привлекательное. Так занятия перерастают в увлечение.

Важно научить детей работать, любить труд. Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится не интересным. Если же ребенок не видит успехов в своём труде, то у него пропадает желание учиться. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение! Без него учение превращается для детей в тягость» - писал В.А.Сухомлинский.

Так же важно не скупиться на заслуженное поощрение, т.к. поощрение наилучшим образом поддерживает волю к труду. Трудности, если они преодолимы, и если преодоление их вознаграждается достижением целей, воспитывает характер и волю.

Говоря о развитии интереса учащихся к занятиям музыкой, хочется сказать об участии детей в концертах в качестве солиста, участника ансамбля, оркестра. Ученик в случае удачного выступления получает большой эмоциональный заряд, стремится к дальнейшим выступлениям. В случае же неудачного выступления, появляется желание реабилитироваться - выучить новое произведение более тщательно, качественно. Даже среднему или слабому ученику удачно подобранная программа позволит интересно выступить на классных собраниях, концертах, конкурсах.

Список используемой литературы

1.Альбом Джамили /Сост.Т.Кулиев. – М., 2010.

2.Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – Спб., 2005.

3. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. – М., 1969.

4.Данильян Е. Сборник фортепианных пьес. – Тетрадь 3. – М., 2005.

5.Королькова И.С. Крохе – музыканту. Нотная азбука для маленьких. – Ростов-н/Д., 2004. – Ч. 2.

6.Малыш и американская музыка /Сост. В.Дулова. – Спб., 2005.

7.Новая школа игры на фортепиано /Сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов-н/Д., 2011.

8.Савшинский С.И. Пианист и его работа. – М., 2002.

9.Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением: Метод.пособие. - М., 2004.

10.Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей.

- Тетрадь 3. – М., 1992.

11.Фортепианная музыка для детей 1 – 5 кл. ДМШ /Сост. Б.Грач. – Спб., 1974.

12.Ходош В.С. Пьесы и ансамбли для фортепиано. – Ростов-н/Д., 2010.

13.Юному пианисту. Пьесы для детей 1 – 3 кл. ДМШ /Сост. Б.Грач. – Спб., 1976.

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Подписаться на рассылку